19 сентября, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Сказочник, который закатывает деньги в бетон

31.08.2023

У козельчанина Владимира Вихлянцева есть все основания считать себя человеком не просто состоявшимся, но и с приставкой «весьма»: дерево (на самом деле лесную рощу) посадил, дом (несколько) построил, сына (двоих, младшему еще 2,5 года) растит.

Как-то один мудрый священник мне сказал: «Если хочешь что-то хорошее сделать для людей, делай как для себя. Только когда для своей души делаешь, тогда получается хорошо». Вот так и у меня: делал для себя, а получилось хорошо для всех!


Где казак, там и слава

А приставка «весьма» стала уместной потому, что ко всему, что перечислено и считается максимальным достоинством для мужчины, Владимир Иванович еще и город добавил. Назвал его по своей родовой фамилии, изменив пару букв, - «Вихляндия». А фамилия не простая, ее исстари носили и продолжают носить донские казаки на юге Волгоградской области. Папа Владимира Иван Федорович - казак родом из тамошнего Плотникова хутора.

Посмотрела я в поисковиках, что за местность такая. На сайте администрации поселения нашла историческую справку: «Согласно алфавитному списку населенных мест области войска Донского 1915 года на хуторе имелись  141 двор, хуторское правление, ветряная мельница; земельный надел составлял 4 026 десятин, всего на хуторе проживало 448 мужчин и 468 женщин. В 1917 году в родные места стали возвращаться фронтовики, а вместе с ними в хутор пришла весть о свершившейся Октябрьской революции.

Казаки - народ особенный, терпеливый и, прежде чем изменить в своей жизни что-то, особенно если это касалось смены власти, резких выступлений не делали. Во время Гражданской войны руководили хутором не атаманы, а красные комиссары. Одно время комиссаром нашего хутора был Вихлянцев».

Возможно, это был дедушка нашего козельского Владимира Вихлянцева - Федор Вихлянцев.

Но как бы там ни было, точно известно, что в 1913 году на этом хуторе родился Иван Вихлянцев - отец героя нашего повествования. И, конечно же, будучи, как все его предки, донским казаком, Ваня стал военным, служил в кавалерии, был знаком с Буденным. В 50-х годах работал комендантом венгерского города Дьера.


Владимир Вихлянцев с отцом Иваном Федоровичем.

Как человек военный, постоянно был прикомандирован к разным местам службы на просторах России. Будучи в Суздале, увидел девушку, которая работала в сберкассе, и полюбил ее всей душой и сердцем. По словам Владимира, который родился у них в 1961 году, это была любовь такая, как пишут в романах. Супруги прожили душа в душу 50 лет.

К сожалению, фотографию мамы Владимира показать не можем, не сохранилась она у сына из-за переездов. А вот его фотографию с отцом Иваном Федоровичем публикуем. Переехав по распределению отца-военного в Козельск, семейство осталось здесь жить уже навсегда. Папа работал в рыбоохране, а мама - поварихой в детском саду.

Все главные принципы жизни и система воспитания у Владимира от отца. По его словам, папа уделял внимания ему и двум сестрам даже больше, чем мама, у которой было много забот по хозяйству. Главное, учил честности, ничего чужого не брать и нести людям добро. Папа никогда не ругался матом, что бы ни случилось. В семье были строгие порядки: обязательно всем собираться на завтрак, обед и ужин, а на столе чтобы всегда было первое, второе и компот.

Ух и строгий был отец, судя по рассказу Владимира! Если что-то было не так в поведении сына или дочек, он смотрел так, что и слов не надо было.

Даже в армии сослуживцы называли его Иваном Грозным. Мог и ремнем отхлестать за непослушание. Так, например, однажды досталось сыну за то, что отказывался есть борщ. После такого «урока» Володя ел его как миленький. Ремень всегда висел на виду, для острастки. Но к папе все равно не было претензий. Хотя своих собственных детей Владимир никогда не бил и даже не собирается. Но папу оправдывает. Любил он его очень: вместе рыбачить ходили, вместе птиц слушали...

Все пути ведут на Родину

В Козельске Владимир Вихлянцев провел детство и юность, отсюда уходил в армию, сюда много лет спустя вернулся из странствий по миру насовсем.

- Детство у меня было самое обычное, как у всех мальчишек в нашем городе,- рассказывает Владимир Иванович. - С рогатками бегали, на рыбалку ходили. Это сейчас дети не такие, как мы были, они все время в телефонах сидят. А мы в походы ходили, на гитаре играли. У меня хорошее детство было.

К слову, сам Вихлянцев все эти новомодные гаджеты не любит и в интернете не сидит. Вечером после работы телевизор на ночь включит - и спать.

- Отец хотел меня в Суворовское училище отдать, чтобы я продолжил династию, - рассказывает Вихлянцев, - но это не мое. Не люблю от кого-то зависеть, кому-то подчиняться. Но когда мне исполнилось 17 лет, я собрался ехать с товарищем поступать в Херсонскую мореходку, хотя о море никогда не мечтал. Решил просто поехать за компанию. Вечером сказал маме, что завтра уезжаю в Херсон поступать в морское училище. Она чуть в обморок не упала, стала отговаривать. Ведь без родителей я дальше Козельска до этого не выезжал. И вот вдруг один и так далеко.

Но тут из соседней комнаты вышел отец, он там смотрел программу «Время». Достал деньги и бросил мне на стол 72 рубля. Посмотрел на меня строго и сказал: «Чтобы ноги твоей завтра дома не было! Ты же мужик, тебе уже 17 лет. Решил ехать? Поезжай! Ты должен отвечать за свои слова».

И все, я поехал поступать. Не поступил: конкурс был 15 человек на место. Зато получил опыт самостоятельной жизни. Мы с товарищем прожили на 9 рублей две недели, ели лаваш и запивали бутылкой кефира каждый день. Но прожили нормально, как взрослые мужики, не прося ни у кого помощи. Вернулся домой и пошел в армию.

Отец сказал: «Я служил 22 года, и ты послужишь, ничего с тобой не случится». Хотя мог бы меня отмазать. Но мне этого и не надо было, я хотел в армию. Тогда было такое время, когда ребята, не служившие в армии, не пользовались популярностью у девочек.

Карьеристом Владимир Иванович себя не считает. Никогда не стремился занять пост повыше. Хотя с его предпринимательской жилкой, активностью мог бы. Высшего образования так и не получил. Из тысяч дорог выбрал после армии работу докером - механизатором в Новороссийском порту. Почти 10 лет заняла эта деятельность. Потом двинулся знакомиться с миром, побывал-поработал в других странах.

В 1993 году умер папа, мама осталась одна. Чтобы ее поддержать, вернулся в Козельск.

Сожалеет, что в свое время не начал вести дневники. Мемуары получились бы очень интересные, есть что рассказать старому портовому докеру, человеку, который поскитался по миру в поисках счастья.

- Моя жизнь удалась. Я бы и всем желал такой же. Она была у меня интересной и насыщенной, в ней все было прекрасно. Я еще десять раз такую прожил бы!- счастливо улыбаясь, говорит Вихлянцев.

Сам себе городской голова

Приобрел Вихлянцев в Козельске на улице Старой Казачьей (какое интересное совпадение!) дом для семьи. А в 2010 году начал превращать его и территорию вокруг в сказочный город под названием «Вихляндия». И теперь Владимира Ивановича называют сказочником. Он не против, хотя деловые люди знают его как успешного предпринимателя, спеца по ювелирке.

Раз есть собственный город, значит, Вихлянцев в нем городской голова. Какие законы требует соблюдать в городе своего имени? Требования к туристам просты: вести себя достойно, не ломать ничего, не рвать цветы. Демократично.

В этом году городу исполнится 13 лет. Кстати, почему-то именно эта цифра у Владимира Ивановича самая любимая. На территории уже более ста всевозможных объектов, это скульптуры из бетона. Все работы авторские, выполнены специально для Вихлянцева мастером Владимиром Колесниковым. Все без исключения эксклюзивные.

Познакомились Владимиры случайно: в городском парке Козельска Колесников со своей бригадой рабочих выполнял заказ на создание сказочных скульптур. Вихлянцев попросил его помочь сделать домашний камин. А мастер оказался таким творческим человеком, что уговорил заказчика и дом построить в сказочном стиле, и вокруг него разбить собственный парк с экзотическими скульптурами. И все это из специального бетона определенного состава. Первыми образцами заказчик остался доволен, решили продолжить создание скульптур, а деловые отношения переросли в крепкую дружбу семьями.



Изначально это не был коммерческий проект. Волшебный город-парк вокруг своего дома Владимир Вихлянцев предполагал сделать только для себя, для своей семьи. Но разве можно скрывать такую красоту? В итоге двери «Вихляндии» открылись для козельчан и гостей города, она стала полноправным туристическим объектом - гордостью не только райцентра, но и области. Ее записали во все маршрутные листы, во все путеводители.

Вот только сам Владимир Иванович рекламой своего детища не занимается, грантов у области и других структур не просит. Все, что делает, делает исключительно на свои кровные.

- Это не было задумано как бизнес-проект для дохода. Я все делал для себя. Статистику посещений не веду, мне это не надо. Зимой здесь практически тихо, никого не бывает, если только на новогодние каникулы дети приезжают. А в основном посещения приходятся на май - сентябрь. Не хочу вести подсчет туристов, а то привыкну к корысти. Сейчас все доходы парка в бетон закатываю. Бетон - самое надежное. Рубль, вложенный в стройку, возвращается двумя рублями. Пускай лучше деньги в бетоне лежат,- улыбается Вихлянцев.

Вход в парк платный, именно это и есть доход, который идет на уход и содержание скульптурных объектов и территории. Летом здесь подрабатывают козельские школьники, помогают с уборкой. Ландшафтным дизайном (ах, какие здесь роскошные клумбы и газоны!) занимается профессиональный козельский озеленитель. Именно поэтому гулять по парку двойное удовольствие. 

Для проголодавшихся есть буфет с пирожками. Торговля ведется внутри одной из веселых скульптур. Извините за подробности, но на территории даже общественные туалеты сделаны в виде сказочных сооружений. Один, совсем новый, - в виде летающей тарелки.

И все же мы попросили Владимира Ивановича хотя бы приблизительно назвать количество посетителей за год. Оказалось, около 10 тысяч. И это немало! Десять тысяч счастливых людей уходят из этого обихоженного, красивого сказочного парка, обогатив себя приятными впечатлениями. Так сложилось, что в благодарность за труд туристы-мужчины по окончании экскурсий обычно жмут Вихлянцеву руку, а женщины, конечно, выражают свои восторги эмоциональнее. Все это для Владимира Ивановича, конечно, стимул придумывать новые сюжетные линии для своих особенных скульптур.

Я пожил в свое время в Германии, но мне там не понравилось. Был я и в Китае, и в Европе. Там все чужие. В России лучше, здесь все родные.

Парк постоянно пополняется новыми объектами. На следующий год запланировано сделать еще несколько скульптур: залить бетоном старый поломанный трактор, превратив его в волшебного трактозавра, соорудить гигантскую пирамиду, увитую зеленью (в нее можно будет войти), и выполнить самую масштабную конструкцию - Змея Горыныча (скелет для заливки бетоном уже стоит) высотой до 17 метров. Вот такое импортозамещение - свой родной козельский Диснейленд под названием «Вихляндия».


Фото Владимира КОРМИЛЬЦЕВА.