19 сентября, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Поставьте себе «отлично»

31.08.2023

Пятерки, тройки, двойки нам ставят не только в школе. От того, как мы относимся к самим себе, понимаем и принимаем себя, во многом зависит наша жизнь, отношения с окружающими. Невозможно по-настоящему ценить, уважать других, если не ценишь, не уважаешь себя. О том, как формируется наша самооценка, что на нее влияет у взрослых и детей, мы беседуем с Ольгой ДУВАЛИНОЙ, доцентом, кандидатом психологических наук.


Этапы большого пути

- Ольга Николаевна, с какого возраста мы начинаем оценивать себя?


- К трем годам появляются личные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта — «Я сам». А оценивание себя начинает формироваться буквально с рождения ребенка. Не удивляйтесь. Наша самооценка на деле не совсем наша. Ее формируют другие люди, значимые для нас на том или ином этапе жизни. Вначале это родители. Нередки случаи, когда мамы и папы не считают нужным говорить ребенку о том, как они его любят, хвалить его, удивляются: «А разве это непонятно! Мы ему ни в чем не отказываем, покупаем самое лучшее!» Но ребенок, как и взрослый, не понимает по умолчанию – об этом надо говорить! Часто идентифицировать, что хорошо, а что плохо, ребенок пока не способен. И именно словесная оценка родителей является проводником мнения о себе.

К семи годам безусловность родительской оценки уступает место оцениванию первого учителя. Дети идут в школу, и одну из главных ролей в их жизни играет именно первый учитель. Он может решить все проблемы, которые возникают между детьми в классе, конфликтные ситуации, недоразумения, может поддержать своих учеников, прибавить уверенности и мотивации. Это большие полномочия и большая ответственность.

В подростковом возрасте на формирование самооценки главным образом влияют сверстники, группа друзей, насколько они принимают ребенка, как строится коммуникация, какое положение он занимает среди них. В юношестве на первый план выходят взаимоотношения с противоположным полом – первые влюбленности, удачи и неудачи, внимание и невнимание помогают сформировать мнение о себе как носителе определенного пола.

К 21 году формируется фундамент нашей самооценки. Она может под влиянием разных жизненных обстоятельств, в каких-то конкретных ситуациях незначительно повышаться или понижаться. Это как фундамент дома, который можно надстроить и расширить или наоборот.

Похвалы мало не бывает

- У нас до сих пор бытует мнение, что главное в воспитании ребенка – не перехвалить, а то возомнит о себе непонятно что.


- Могу продолжить перечень таких стереотипов – не держи на руках, а то привыкнет, не подходи, когда плачет, а то будет постоянно требовать внимания и т.д. Современная психология отрицает подобные взгляды. Если бы родители отдавали себе отчет в том, что золотой период, когда мы что-то можем дать своим детям, изменить их мнение о себе, быстротечен! Когда речь идет о самооценке, перехвалить нельзя. Мы подчеркиваем положительное в ребенке - мы даем ему уверенность в своих силах. Потом, опираясь на нее, он будет решать жизненные задачи. От взаимоотношений с родителями многое зависит. Например, для дочерей важно, насколько тепло и внимательно относился к ним папа, для сыновей - мама. Насколько они присутствуют в жизни ребенка, умеют поддержать и похвалить. По этому типу потом они будут строить отношения в своей семье.

- Как правильно хвалить?

- Похвалу надо озвучивать. И во взрослой жизни мы хотим подтверждений, что нас любят, хотим теплых слов. В детстве особенно нуждаешься в словесном выражении любви. Когда случаются какие-то неудачи, родители должны быть на стороне своего ребенка. Бывает, вызовут родителей в школу и отчитывают при них ученика. А папа и мама присоединяются: «Мы же тебе говорили!» И ребенок понимает, что в этой жизни опереться не на кого. Такое в подсознании откладывается. Взрослые допускают много ошибок, а потом удивляются, откуда проблемы.

- А как правильно критиковать?

- Есть золотое правило критики – никогда не переходи на личность. Мы должны критиковать поступок. Не говорить, что ты плохой, а что здесь надо было сделать иначе. Не вариант переходить на нравоучения. Часто бывают перекосы - лучше я сам сделаю, чем ты напортачишь. Мы так формируем неуверенность в собственных силах. Взрослого человека, который по многу раз спрашивает у всех совета, явно в детстве не поддерживали. Уверенный в себе человек принимает решение значительно быстрее.

- Еще вариант – сравнение: «А все равно Вася сделал лучше!»

- У родителей есть свои комплексы, свои психологические проблемы, которые они, порой неосознанно, вымещают на детях. Когда мы ругаем другого человека, мы говорим, что ты такой-сякой, а подсознание нам шепчет. «Я-то другой, я-то хороший». Унижая другого, пытаемся поднять собственную самооценку. Причем данный механизм мы часто не осознаем. Увы, легче всего самоутвердиться на ребенке.

Движение вверх

- Как психолог может определить, что у ребенка проблемы с самооценкой?

- Говорящим является поведенческий аспект, взаимоотношение с социумом. Дети своим поведением демонстрируют самооценку, отношение в семье, менталитет в семье. Видим, что первоклашка с достоинством себя держит, спина прямая, попробуй обидь - даст отпор, значит, маленький человек имеет задатки хорошей самооценки. Часто, чтобы продиагностировать эмоциональную составляющую, самооценку и семейный климат, в психологической практике мы используем «рисунок семьи». Он очень «говорящий». Знаете, дети на нем нередко себя не изображают на таком рисунке, они не видят себя в семье. Могут нарисовать соседей, дедушек и бабушек, которые с ними не проживают, а себя нет.

- Школьные оценки сильно влияют на самооценку?

- Да. Не случайно в начальной школе есть «безоценочный» период. Это необходимо, чтобы сформировать учебную мотивацию у детей, самооценку относительно учебной деятельности. Ведь плохими оценками ее можно на корню зарубить. Я считаю, что в начальных классах нельзя оценивать учебную деятельность даже смайликами. Уж если хвалить, то всех. У меня был случай, когда первоклашка, получив словесную оценку учителя «плохо», наотрез отказался идти в школу на следующий день. Лучше быть дома, где ты хороший и любимый.

- Как формировать у ребенка стойкость в испытаниях?

- Родители формируют ее своим примером, тем, как они справляются с трудностями, поддерживая ребенка в сложных ситуациях, защищая его. Ребенок не должен чувствовать себя в безвыходном положении. Мы всегда рядом, какой бы ты ни был. Так у него формируется жизнестойкость. Любой человек хочет поддержки. Детям это важно втройне.

Как правило, в научной литературе выделяют две разновидности самооценки: адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка правильно отражает способности личности, то есть реальное представление человека о себе, которое соответствует действительности. Неадекватная самооценка - когда человек недооценивает себя или переоценивает. Часто меня спрашивают: «Что лучше - неадекватно завышенная или неадекватно заниженная самооценка?» Отвечаю, что лучше иметь высокую самооценку. Даже неадекватно высокая – не худший вариант. Стремление к «заоблачным» целям, уверенность в себе действительно помогают достичь высот. И странным образом вокруг такого человека собираются люди, готовые его поддерживать. Показатель человека с неадекватно завышенной самооценкой - чрезмерная обидчивость. Подсознание говорит: «Я такой хороший, почему ко мне так относятся?!» Если у человека неадекватно заниженная самооценка, он чаще всего становится негативистом, который все вокруг принижает, чтобы как-то возвыситься на этом фоне. Так он повышает свою само-оценку.

СПРАВКА


Самооценка - субъективная оценка индивидом самого себя. Оценивание собственных действий, качеств, чувств и достоинств.


Беседовала Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Фото из открытых источников.