12 января, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Плюс 800 градусов по Цельсию

04.08.2023

От плюс 800 и выше… В очаге пожара адское пекло. Рвутся языки пламени, пожирая все, до чего смогут дотянуться. Как выдержала видеокамера на каске – непонятно, но эпичные кадры сохранились.  – Уже пятки и уши горят – пора выходить, а я лезу дальше. Бывали ситуации, когда людей надо вытащить или сразу потушить очаг, чтобы огонь не распространился. Не до страхов. Есть задача – ты должен ее выполнить, – вспоминает Евгений ВОЛКОВ горячие будни.

С марта нынешнего года он возглавляет Медынскую пожарно-спасательную часть №15. Каска, та самая, только без камеры, и боевая одежда всегда в багажнике его машины. На каждый пожарный случай. Как и полагается.


Были моменты, когда хотелось переехать в какой-то большой город, на более высокую зарплату. Особенно когда учился в академии в Иванове. Думал, все здесь брошу и перееду. Остановил меня поисковый отряд – как я без ребят, нашей работы? По службе появились перспективы. Я остался в Медыни и не пожалел. Наш город как большая семья. .


Mobilis in mobilе

В переводе с латинского «подвижный в подвижной среде». Так буквально в двух словах можно описать работу пожарных. И если кто-то думает, что уездная пожарная часть – это дремлющие в перерывах между выездами караулы, коты, греющиеся в гараже на боевках, то он крупно ошибается. Только закончились занятия в учебном классе, бойцы ПСЧ-15 приступили к выполнению нормативов. В считанные секунды надо было собрать рукавную линию.


Пожарные ПСЧ-15 готовятся выполнять нормативы.

Сюда Евгения Волкова 10 лет назад привел случай. Как и многие после срочной службы в армии, искал работу. Друг пригласил в пожарную часть.

 – Я подумал: месяц-два отработаю, если что, уволюсь. А когда попал на первый пожар, сразу понял – мое! Я человек подвижный, мне нравится, чтобы вокруг было движение. В нашей работе нет рутины, каждый день не похож на другой, – рассказал Евгений.

«Мое!» было настолько сильным, что не остановили ни груз снаряжения (килограммов за 30 в общей сложности), ни груз ответственности, ни зарплата (чуть выше минималки). Боец Волков вырос до начальника караула, поступил на заочное отделение Ивановской пожарно-спасательной академии. В 2019 году был награжден знаком МЧС России «Отличный пожарный», в 2023-м – медалью за отличие в службе III степени.

Родной город, деревни и села в зоне ответственности части стали видиться сквозь новую систему координат – сюда на вызов приезжали, а вот этот дом в прошлом году тушили, здесь гидрант проверяли…

Обычно от огнеборцев хотят услышать рассказы о серьезных пожарах – как спасали людей из горящих домов, как рушились перекрытия, как грозили взорваться газовые баллоны, как выбирались из огненных ловушек. На вопрос о том, что запомнилось за годы службы, Евгений Волков ответил неожиданно:

 – Ошибки откладываются в памяти лучше, чем хорошее. С некоторых вызовов прошло 6-7 лет. Тогда у нас было сложно с личным составом. Нам вдвоем приходилось пожары тушить вместо полного караула. Удавалось, конечно, спасти людей, дома. Но могли бы сделать больше.

Мобильник у мобильного начальника части работает в режиме 24/7. Очередной звонок.

 – Да. Вызовем из резерва. Так точно.

Положив трубку, объясняет:

 – Отправляем пожарного на помощь коллегам в Малоярославецкий район искать заблудившегося в лесу человека. Начался грибной сезон. На днях принимали участие в поисках пожилой женщины. Бабушки около 80-ти и старше по грибы ходить любят, но часто потом не могут найти дорогу домой. Был случай, когда 89-летнюю женщину искали с помощью вертолета. К счастью, нашли. Она совершила полет над нашими лесами. С Адуевского аэродрома мы забрали ее на пожарной машине и отвезли домой.

В глубь времён

Периодически Евгений Волков меняет синий мундир на походную форму одежды, собирает рюкзак и отправляется «в поля». Уже несколько лет он является заместителем руководителя районного историко-патриотического поискового объединения «Звезда». Три года ведет занятия с юнармейцами и поисковиками-старшеклассниками в Медынской средней школе.

Первый раз он попал на поисковые работы в 7-м классе. Профильные лагеря организовал для ребят Сергей Александрович Крылов, известный в районе краевед, который в то время преподавал в школе физкультуру.

 – Сергей Александрович – настоящий кладезь историй. Его бесконечно можно слушать. Рассказывал нам о Великой Отечественной войне, об основании Медыни и т.д. Он и сейчас сотрудничает с нашим объединением. Если вначале мне было просто интересно с ребятами в палатке пожить, то потом пришло понимание, какое важное дело – поисковая работа. Первый выезд у нас был в деревню Прудки. Одна группа поднимала останки летчика на берегу реки, вторая в овраге – капитана, – говорит Евгений Волков.

В Великую Отечественную на Медынской земле ожесточенные бои шли до февраля 1942 года. Сейчас на территории района 16 братских и индивидуальных захоронений. Поисковики делают все, чтобы сохранить память о тех, кто не вернулся с полей сражений.

 – Мы периодически находим солдатские медальоны. Если есть записка, стараемся установить данные бойца, разыскать его родных. В 2013 году 46 человек поднимали у деревни Варваровки. Было найдено пять медальонов, из них два с записками. До сих пор ищем родственников погибших бойцов, – продолжает Евгений Александрович.

На той войне погиб родной брат его бабушки Лидии Васильевны Соловьевой (Жабцовой) Александр Васильевич – его зверски убили фашисты во время оккупации, а ее двоюродный брат Василий Васильевич Жабцов пропал без вести. Уже не надеялись узнать что-то о его судьбе. Но не так давно пришла весточка – поисковики из отряда «Доброволец – Политех» работали под Санкт-Петербургом. Они нашли медальон с запиской. Когда прочитали, оказалось, что, защищая город на Неве, погиб Василий Жабцов.

Семейные традиции

Слово «семья» звучало в нашем разговоре с Евгением Волковым часто: караул – семья, пожарная часть – семья, Медынь – большая семья. Родные люди, родные души. Может, потому, что он из большой семьи – четыре сестры, двое братьев. Евгений – самый младший, его сынишка Лев у бабушки Зои Ивановны Волковой двенадцатый внук.

 – Все мои братья и сестры остались в родном городе. В День семьи, любви и верности, 8 июля, мы все вместе у мамы собирались. Я идею таких семейных встреч несколько лет назад предложил, когда наш дедушка Иван Васильевич Соловьев отмечал 90-летие. Теперь выезжаем на природу с палатками. Мой трехлетний Лева первый раз с нами три дня в лесу жил. Ему очень понравилось. Спрашивает, когда еще поедем. А сестры надо мной подшучивают: «Пожарной частью руководишь, командовать умеешь, вот и организуй!» – улыбается Евгений Волков.

С супругой Еленой и сыном Львом.

Кстати, крепки семейные традиции и в медынской пожарной части. Здесь работает династия Бурвиковых. Служил дедушка Иван Алексеевич, потом пришли его сыновья Евгений и Алексей, стал огнеборцем и внук Кирилл.

В день, когда мы приезжали в ПСЧ-15, в карауле несли дежурство молодые пожарные. Все медынцы. А Никита Сухов у Евгения Волкова в поисковом отряде занимался. Теперь служит в части.

В титрах значится

Евгений Волков смог попасть в осень 1941 года. Это не чудо, не полет фантазии. Он принял участие в народном проекте «Ильинский рубеж». На «Военфильме – Медынь» снимали картину о подвиге подольских курсантов – 17-18-летних мальчишек, не успевших окончить даже трехмесячные офицерские курсы, вставших на пути до зубов вооруженной фашистской армии.


Предложение поучаствовать в кастинге на этот фильм прислал руководитель поискового объединения «Звезда» Александр Павлов. Волков заполнил анкету, отправил фото. Неожиданно пришло приглашение. Вначале работал… моделью. На него сшили форму офицера Красной армии. Вместе со съемочной группой представлял костюмы к будущей ленте.

Потом пригласили сниматься в групповке. Групповкой киношники называют актеров, которые попадают в кадр с главными актерами и даже могут сказать несколько реплик. Евгению Волкову досталась роль курсанта Поливаева. Съемки проходили в Подольске, Медынском районе, причем даже в деревне Глухово, откуда родом его деды и прадеды. Выезжая на тряской полуторке, выкатывая из грязной жижи орудие на съемочной площадке, он вспоминал свои армейские будни – как служил в артиллерийской разведке на Дальнем Востоке.

 – Съемочный процесс – это нечто завораживающее. Работа кипит – двигаются люди, техника, щелкает хлопушка, режиссер командует «войсками». Когда я смотрел фильм, слезы на глаза наворачивались. Мы же поисковые работы вели на Ильинских рубежах. Поднимали останки погибших… – поделился Евгений Волков.


Фото и из архива Е. Волкова.