26 декабря, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Как слово наше отзовётся?

06.07.2023

Часто бывает, что всего один необдуманный поступок ломает человеку жизнь и приводит его на скамью подсудимых. Яркий пример тому – истории двух Алексеев, отбывающих сейчас наказание в исправительной колонии в Сухиничах. Первый попал сюда за «телефонный терроризм», второй – за экстремистский призыв в соцсетях. Для них это первые судимости. Оба уже не раз пожалели о случившемся и готовы снова и снова повторять окружающим: «Не повторяйте наших ошибок!».


Обида затмила разум

Алексей является гражданином Республики Беларусь. В Москву приехал на заработки, трудился на строительстве метрополитена. 1 мая 2022 года он позвонил по телефону и сообщил, что станция метро «Новоясеневская» в Москве заминирована. За заведомо ложное сообщение об акте терроризма суд приговорил его к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Срок отбывает с марта текущего года.

 – Тогда я не осознавал, что делаю, не думал о последствиях, потому что был пьян. Провожал друга домой в Белоруссию, ну и отметили его отъезд. Спровоцировали меня сотрудники метрополитена тем, что в таком виде не пропустили на станцию. Я разозлился, вышел на улицу и, чтобы насолить им, сделал тот самый звонок.

После этого пошел на другую станцию, где меня и задержали. Отпираться не стал, объяснил причины. Почему повелся на это? Возможно, если бы мне сделали замечание в более корректной форме, ничего бы не случилось. Дело в том, что я сам по себе очень неустойчивый в эмоциональном плане, вспыльчивый человек. К тому же выпил. Все произошло спонтанно, на эмоциях, – раскаивается Алексей. – Сейчас оцениваю свои действия как глупый, даже детский поступок. Очень жалею о том, что совершил, но изменить уже ничего нельзя. Три года жизни за то, что дал волю эмоциям.

Слава богу, что это не привело к каким-либо серьезным последствиям. Конечно, никакой реальной угрозы в принципе не было, но я чувствую себя виноватым. Кто-то мог пострадать от моих действий не физически, а морально или материально. Планы тысяч людей могли быть нарушены: кто-то не успел бы на работу и потерял ее, кто-то опоздал бы на важную встречу или по другим своим делам. Опять же полиции пришлось отвлекать сотрудников на то, чтобы разобраться в случившемся.

Никому не пожелаю оказаться в такой ситуации – попасть в колонию по собственной глупости.


Комментарий в интернете



Второй Алексей попал в колонию в декабре 2022 года. До этого жил в Орле, занимал должность начальника отдела на предприятии и был активным и достаточно популярным в городе пользователем социальных сетей. Осужден по части 2 статьи 205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». Срок заключения – полтора года.

 – У себя в городе в одном из Телеграм-каналов написал комментарий, где не очень лестно отозвался о нашей власти. В результате заработал «террористическую» статью. Многие мне задают вопрос, что именно я написал. Но я никогда не отвечаю на него, потому что озвучить это – значит повторить преступление, за которое меня осудили. Скажу лишь, что сторонником Навального или каких-либо других экстремистских организаций не являюсь, выразил исключительно свое личное мнение.

Просто на нервах сел за компьютер и написал все, что думал. Возможно, получилось более жестко, чем следовало бы. Я сразу же забыл об этом, а месяца через три все всплыло и меня арестовали. На улице подошли люди и вежливо попросили пройти с ними в машину. Сначала даже не понял, за что, а когда узнал, сильно удивился. Возможно, сказалось то, что началась спецоперация и власти ужесточили контроль за безумными высказываниями и комментариями в интернете, – рассказывает Алексей. – Наверное, это правильно, потому что для некоторых читателей подобные высказывания могут послужить сигналом к действию и подтолкнуть их к совершению каких-то ужасных вещей. Поэтому подобное надо отсекать.

Я получил по заслугам, в дальнейшем буду более тщательно следить за тем, что говорю и пишу. Если бы знал, что за это предусмотрено наказание, ни за что в жизни не сделал бы ничего подобного. На самом деле я очень добрый человек, никогда не хотел никого убивать, не держал в руках оружия, даже в армии не служил. Ни смерти, ни зла никому не желаю. Здесь, в колонии, у меня была возможность подумать, почитать книги. Я понимаю, что был не прав, и раскаиваюсь.
Мне до сих пор иногда кажется, что все это происходит не со мной. Один необдуманный поступок сломал мою жизнь в финансовом, карьерном, моральном плане. Никому такого не пожелаю.

Через три месяца мне выходить на волю и все придется восстанавливать с нуля. Искать работу, выстраивать взаимоотношения с людьми. Супруга, конечно, ждет меня, но какой из меня теперь будет добытчик? Есть большие сомнения, что с судимостью мне удастся устроиться на хорошее место. Естественно, о больших зарплатах речи не идет. Дай бог хотя бы в дворники устроиться. Кроме того, испытываю чувство стыда перед знакомыми и соседями. Меня многие знают в городе, теперь не знаю, как я людям в глаза буду смотреть. Хоть из дома не выходи. Перспективы безрадостные. Буду рад, если я ошибаюсь.

Нами используется базовая программа психологической коррекции личности для лиц, осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности. Эта категория осужденных включена в группу повышенного внимания. За каждым из них закреплены наиболее опытные сотрудники, которые проводят с ними индивидуальную профилактическую работу, направленную на разъяснение моральной и правовой ответственности перед обществом и государством, а также социальных и правовых последствиях подобной деятельности.

Николай ЛАПШИН, заместитель начальника исправительной колонии № 5 УФСИН России по Калужской области.


Cправка


По состоянию на 13 июня в учреждениях уголовно-исполнительной системы области содержатся три лица, осужденных за совершение преступлений террористической направленности, и еще трое – за преступление экстремистской направленности.

В калужском СИЗО содержатся 11 обвиняемых за преступления террористического характера и 6 подозреваемых в совершении преступлений экстремистского характера.


В апреле 2023 года в России была усилена уголовная ответственность за преступления террористической направленности.

Совершение террористического акта (ч. 1 ст. 205 УК РФ) теперь наказывается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет (ранее - от 10 до 15 лет). В случае наступления тяжких последствий - пожизненным лишением свободы. Ужесточено наказание за содействие террористической деятельности, участие в террористическом сообществе, диверсию, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, акт международного терроризма.

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, оправдание или пропаганда терроризма наказываются штрафом до 1 миллиона рублей или лишением свободы на срок от 2 до 7 лет.

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма повлечет за собой штраф в размере от 200 тысяч до 2 миллионов рублей или лишение свободы на срок до 10 лет.

Крупные штрафы и годы лишения свободы предусмотрены за совершение таких преступлений, как организация экстремистского сообщества, финансирование экстремистской деятельности, публичные призывы к экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.



Фото автора.