12 января, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

И жизнь, и сцена, и любовь

06.07.2023

Все, кто хорошо знает Ирину, считают, что в ее сутках не 24 часа, как у всех, а гораздо больше. Иначе непонятно, как она все успевает. А секрет прост – силы ей дают малая родина и ее большая семья. В это понятие для режиссера молодежного театра «СТИЛь» из Балабанова, объединились не только родственники, но и ее актеры, воспитанники из школы, где она работает по совместительству, друзья, знакомые и те, для кого она трудится уже более 20 лет, – любимый и глубокоуважаемый зритель.

Свои стены

Ее родовое гнездо, «вотчина», как она ее называет, – деревня Атрепьево Боровского района. Участок с домом предков стоит на возвышенности, внизу протекает речушка Истерьма, воздух здесь такой, что, кажется, его можно пить, – чистый, влажный, густой. Сюда она приезжает за поддержкой своего рода, за вдохновением, энергией, которая проникает в нее от родной земли.

Отсюда родом ее отец, Василий Ковшов – крепкий, сильный русский мужик, мудрый и рукастый. Его родители, Фёдор Родионович и Пелагея Ивановна Ковшовы, построили этот дом еще до войны.



  – Когда захватчики оккупировали деревню, они никого не нашли, но по законам военного времени хотели расстрелять бабушку, – рассказывает Ирина семейное предание. – Ее вывели к погребу, а она вывела с собой четверых детей, которые могли сами стоять на ногах, а пятую, мою тетю Машу, вынесла на руках. И еще слепого деда. Сказала твердо: «Стреляйте всех. Без меня они умрут от голода». У солдат не поднялась рука на семью, и, уходя, они только подожгли угол дома. Вот такая история о силе человеческого духа.

Дом тогда удалось спасти. В 1953 году построили новый, а часть старого перебрали и сделали горницу. Бревенчатые стены родового гнезда до сих пор крепки, ремонт нужен только полам и крыше. Такой же крепкой и сильной выросла и Ирина – под стать героически спасшей всю семью бабушке Пелагее.

 По лестнице жизни – за руку с отцом

При всей огромной, искренней любви к маме, Татьяне Сергеевне, Ира – папина дочка. Их связь была при его жизни и остается сейчас очень прочной. И в профессии она достигла успехов благодаря ему. Василию Федоровичу всегда было мало его достижений, и он подстегивал дочь двигаться дальше, выше...





 Родители – товаровед и бухгалтер – рассчитывали, что она пойдет по их стопам. Но Ира грезила сценой. Первая попытка поступить в театральный вуз «удачно», как она сама шутит, провалилась. Как и попытки родителей убедить девушку в том, что нужно получать «полезную» профессию. Она подрабатывала и продолжала идти к своей мечте. Спустя год снова не получилось. Ирина вышла замуж, родила дочь Полину, но от цели своей не отказалась. И именно дочка, по мнению Ирины, стала для нее тем самым стимулом.

– Я все время задавалась вопросом, что она будет отвечать, когда спросят, кто ее мама. И поняла, что эта моя тяга к искусству просто необходима для этой девочки. Я всем говорю, что «СТИЛь» создала Полина! В 21 год я поступала, точно зная, для чего мне это нужно. И поступила.

Чудесным образом Ирина, тогда еще Яблонская, прошла и на актерское, и на режиссерское направления. И выбрала курс Виктора Ивановича Зыкова, который воспитывал режиссеров. Своего мастера они называли «папой». К родному отцу радостная Ира прилетела на крыльях вдохновения. Но он сказал: «Получишь диплом, тогда и поговорим».
Учебу на очно-заочном отделении она успешно совмещала с воспитанием дочери, семейными заботами, а с 2001 года – и с работой. Пришла к директору ДК Василию Фроловичу Балабину и заявила: «Принимайте меня, я создам в нашем городе театр».

«Яблонская сказала – Яблонская сделала», – шутили ее актеры. Первая постановка была скорее капустником, чем спектаклем, сценарий Ира написала сама – «Один сумасшедший день» – искрометная комедия, в которой сыграли ее друзья, приятели и те, кого она заметила на городской игре КВН.

Поначалу зрителями были в основном родные и близкие артистов труппы. А после постановки «Любовь и голуби» к «СТИЛю» пришла слава и «всебалабановское» признание. В этом спектакле свою первую роль сыграла и Полина.

Дальше были все более сложные постановки, выступления на сцене Калужского драмтеатра, череда личных и коллективных наград. Билеты на каждый спектакль разлетаются уже на старте продаж, играют артисты при неизменном аншлаге. Ну вот, казалось бы, и повод для Василия Федоровича гордиться дочкой. Но он снова поставил перед Ириной новую цель – ее коллектив должен получить звание «народного». И в 2011 году она взяла и эту высоту – «СТИЛь» стал «Народным самодеятельным коллективом». Этот момент ее отец успел застать.



Любительский театр – от слова «любить». И если у профессиональных актеров есть своя внутренняя конкуренция, то мои просто ждут, верят, что им очередную роль дадут.


Любительский – от слова «любить»

Коллеги по сценическому цеху среди многочисленных талантов Ирины отмечают удивительное попадание в образы – она очень точно выбирает роли для своих актеров. Еще один секрет ее успеха – отсутствие страха браться за что-то новое и за известные, многократно поставленные на величайших сценах пьесы. Чтобы не нарушить авторские права, лично связывается с авторами или правообладателями.



В ближайших планах «СТИЛя» – спектакль «Баба Шанель», разрешение на работу с этим произведением ей выдал автор, Николай Коляда. Потом – «Женитьба Бальзаминова». А мечта, к которой она будет идти в процессе работы над этими пьесами, – «Тихий Дон» Шолохова.

– Планов очень много. У нас была неудачная попытка поставить «За двумя зайцами», уже был готов первый акт, и весь мир поглотила пандемия, – делится режиссер. – Пока мы из нее выходили, актер, который должен был играть главную роль, уехал в другой город. Благодаря этому и Гоголь родился – под Островского было запланировано много актеров, а если я их привлекла, бросить уже не могла.

Об этой своей работе Ирина Васильевна может говорить часами. В постановке «Бабьи выдумки» по произведениям Николая Васильевича задействовано 23 человека. Шла она к этому спектаклю 14 лет. Ирину Артамонову по жизни сопровождают мистические моменты. Люди, которых недостает для постановки, появляются из ниоткуда и становятся родными в считанные дни. Обстоятельства складываются самым удачным образом, хотя еще вчера казалось, что вот она, безнадежность, и очередным планам сбыться уж точно не суждено. Может быть, именно поэтому она так мечтала поставить Гоголя.



Сама собой поменялась расшифровка аббревиатуры «СТИЛь». Когда коллектив отмечал 20-летие, Ирина решила подарить актерам футболки с логотипом, которого у труппы еще не было. Нашла художника, набросала на листе бумаги картинку со своими идеями и написала: «Самобытное Творчество Истинных Любителей». Пишет она, как сама признается, как курица лапой, и автор эмблемы расшифровал ее почерк по-своему: «Самобытность. Творчество. Истина. Любовь». Получив такой результат, Ирина поняла, что хотя слова вроде бы и те же, но звучат иначе – взрослее, глубже. И решила ничего не переделывать.



  Многие актеры сопровождают ее с первой постановки, они взрослые люди, родители, а некоторые уже имеют внуков. Но убирать из названия театра приставку «молодежный» режиссер не планирует. Это дает стимул, вносит здоровую конкуренцию между начинающими молодыми актерами, вливающимися в коллектив с каждым новым спектаклем. «Не хотим стареть», – поясняет Ирина.

Рука об руку

Уютный зал балабановского ДК – второй дом и для Ирины, и для ее актеров, и для семьи – мужа Андрея, дочери Полины, сына Платона. «Намоленная» сцена, как стены в поговорке, помогает ей во всем. Супруг Ирины Андрей Артамонов – художник-реставратор, личность творческая, и по этому пути они идут рука об руку. Он стал бессменным художником-постановщиком для ее работ, сам пилит-строгает-монтирует декорации.



 Много лет они были знакомы, ходили соседними тропами, но окончательно их соединил самый сложный момент в жизни Иры – уход отца из жизни. Андрей оказался рядом и больше не отпускал от себя эту «рыжую бестию».

Сцену не отдам!



Власти Балабанова и Боровского района уже несколько лет вынашивают планы по строительству Центра культурного развития – с большим залом, выставочными площадями, рабочими кабинетами и репетиционными площадками. Сейчас это уже не мечты, а ближайшая перспектива – проект согласован, экспертизы пройдены, есть согласования на более высоком уровне. Осталось получить финансирование в рамках федеральной программы.

Артамонова категорически отказывается покидать сцену, на которой начинался ее творческий путь. Этот зал на 200 мест – ее рабочее место, с ним связана большая часть жизни еще молодого, но уже опытного режиссера. Шутит: вцеплюсь руками и зубами, но с этой сцены не уйду! Но абсолютно серьезно просит руководство администрации оставить это здание театралам – здесь могли бы заниматься искусством и юные, и взрослые актеры, которых она воспитывает и ведет по творческой дороге.

Зная ее целеустремленность, умение убеждать, почти не возникает сомнений, что и это у нее получится.

Кстати

Вместе со своими актерами Ирина создала фестиваль любительских театров «Пять вечеров», который проходит на балабановской сцене. Осенью текущего года он стартует в десятый раз. В гости к ней приезжают однокурсники со своими коллективами, друзья «СТИЛя» из Москвы, Обнинска, Калуги, других городов. Это обмен опытом, поиск новых идей и решений. А для зрителя, которому она и посвятила этот фестиваль, – возможность знакомиться с разными формами театрального искусства, не выезжая из города. 



Мария БАЛАБИНА. Фото Владимира КОРМИЛЬЦЕВА, из архива семьи Ковшовых – Артамоновых и молодежного театра «СТИЛь».