«Человек, рождающий воздух кистью»
Книга вышла в московском издательстве «Печатная слобода». Особое место в ней занимают истории родных, одноклассников, однокурсников, которые говорят о его детстве, становлении, движении вперед. Собрала их вместе жена брата художника Кристина Рыженко.
Собрание воспоминаний
- Кристина, почему вы взялись за эту книгу и как она создавалась?
- Книга не имеет конкретного автора. В нее прежде всего вошли воспоминания о Павле его мамы Любови Андреевны, брата Дмитрия и тех людей, с кем он учился в Москве. Я выступила в роли составителя – человека, который все это свел воедино.
Вообще задумка появилась давно, в 2014 году, когда Павла не стало. Тогда семья помогала собирать материалы и экспонаты для музея в Тихоновой пустыни, где находится последняя его работа – диорама, посвященная Стоянию на Угре.
А следующим шагом было издание книги, мы хотели, чтобы память о Павле Рыженко жила как можно дольше и как можно больше людей узнало о нем не только как о художнике, но и как о человеке. Нашу инициативу тогда поддержали губернатор Анатолий Артамонов и министр внутренней политики Олег Калугин. Книга появилась в 2019 году и была совершенно иного формата, объема и содержания.
Над второй книгой началась более серьезная работа: семья вела скрупулезный поиск друзей, одноклассников и однокурсников Павла. По содержанию она получилась очень душевной, по-доброму написанной всеми этими людьми. Мы сохранили стиль речи и их истории практически без правок, тем более что они рассказывают об учебе, учителях, об Илье Глазунове и студенческой жизни. И, конечно, в книге много интересных иллюстраций, фотографий и работ художника.
- Что на вас произвело самое сильное впечатление?
- Мне очень понравилось, как отзывались о нем одноклассники по Московской художественной школе. Независимо друг от друга, каждый по-своему, они описали один момент: речь шла о занятии, на котором педагог отметила пейзаж Павла и то, как он изобразил воздух, который на его полотне был абсолютно осязаемый, живой.
Павел специализировался на историческом реализме и известен прежде всего как автор подобных работ, но он также прекрасный пейзажист, хотя пейзаж не занимал центральное место в его творчестве. Некоторые из одноклассников Павла в дальнейшем бывали на его выставках и видели все тот же живой воздух на картинах, поэтому изречение одного из них вынесено в название книги.
Путь мастера
- Возможно, есть семейные истории, которые вас тронули?
- В 18 лет Павла призвали в армию. Там он понял, что единственный для него возможный путь – быть художником, эта мысль глубоко засела в голове. Когда проходили вступительные экзамены и смотр работ абитуриентов в Академии художеств, он еще служил, поэтому писал свои работы буквально на коленке, сшив армейские простыни. Мама привезла эти картины, созданные на простынях, в академию Ильи Глазунова, благодаря чему Павел был зачислен.
- Поделитесь, какие картины Павла Рыженко любимы вами?
- Они все западают в душу. Даже далекие от живописи люди понимают, насколько это великие работы. У каждого, наверное, и я не исключение, не одно любимое полотно Павла. Мне нравится «Новая жизнь», которую также можно увидеть под названием «Есаул», где изображен сидящий на скале уставший солдат, а за его спиной плещется бескрайнее синее море. У этой картины какая-то особая атмосфера, но помимо нее я люблю практически все пейзажи Павла, которые, к сожалению, не очень заметны на фоне его масштабных исторических полотен.
- Каким вы запомнили Павла?
- Это был очень увлеченный работой человек, трудоголик, каких мало. Мы с мужем живем в Калуге, он жил в Москве, но дома его трудно было застать. Он много ездил по России, работал то здесь, то там, поэтому у семьи на общение было мало времени, хотя он находил возможность навестить родителей.
Для меня он прежде всего гениальный художник и необыкновенный человек, очень веривший в Россию – все его творчество говорит об этом. Сейчас редко встречается настолько глубокая любовь к своему Отечеству, патриотизм такого уровня. Он хотел, чтобы люди, приходящие на его выставки, этим прониклись, поняли, что у всех нас одна Родина, все мы – из одной генетической колыбели.
Его отношение к своей стране меня тоже удивляло и покоряло. Я помню, когда в марте 2014 года Крым вернулся к родным берегам, в Россию, он воспринял это с таким ликованием - радовался как ребенок! Вообще в жизни он был очень искренним человеком. А благодаря Илье Глазунову пришел к вере, надо сказать, все ученики Ильи Сергеевича прониклись глубокой верой в Бога.
ДОСЬЕ
Павел Рыженко родился в Калуге в 1970 году. Учился в 28 и 13 школах. Затем будущий живописец, любящий с детства рисовать, поощряемый родителями, поступил в школу-интернат для особо одаренных детей – Московскую среднюю художественную школу при Институте им. В.И. Сурикова, в дальнейшем – в Академию живописи, ваяния и зодчества, в мастерскую Ильи Глазунова. Преподавал в художественной академии, работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова.
Фото Владимира Кормильцева и из архива Кристины Рыженко.