12 января, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Броуновское движение

15.06.2023

Вакханалия! Так одним словом охарактеризовал ситуацию с электросамокатами и прочими средствами индивидуальной мобильности (СИМ) начальник регионального Управления ГИБДД Алексей Холопов, покатавшись на кикшеринговом* самокате по Калуге. 

- Зарегистрировался в программе, скачал, это легко. Но, проехав несколько сот метров, пришел в ужас. Понимания нет и у пользователей СИМ, и у пешеходов, кто в приоритете, что необходимо делать при подъезде к переходу! – делился он на заседании областной комиссии по безопасности дорожного движения.


 Телега впереди лошади

Не устаешь удивляться нашей способности запрягать именно так. Несколько лет назад в областном центре в большом количестве появились электросамокаты, в регион пришли кикшеринговые компании. Несколько кликов в смартфоне – и вы «мобильный пешеход». С одной стороны, экономично, экологично, элегантно. В погожий день куда приятнее ехать на работу или учебу на самокате, чем трястись в душной маршрутке. С другой - ни на федеральном, ни на уровне субъектов до недавнего времени не были приняты правила использования СИМ, не подготовлена инфраструктура. Только с 1 марта в стране вступили в действия изменения в ПДД, которые коснулись пользователей электросамокатов и других СИМ. Отныне статус средства индивидуальной мобильности закреплен юридически.

Если посмотреть на калужские улицы, значительная масса самокатчиков об этом не слышала. Пешеходы на тротуарах в приоритете? Да ну! При пересечении автодорог по переходам надо спешиться? Что вы говорите! Самой не единожды приходилось спасаться на газоне, чтобы не попасть под колеса несущихся электросамокатов. 

При этом даже самым внимательным, ответственным самокатчикам сложно – выделенные дорожки, знаки - редкость. В Обнинске, который часто приводят в качестве положительного примера, 6500 метров оборудованных дорожек, в Калуге - лишь 1100 метров.

Как констатировал Алексей Холопов, до заседания на минувшей неделе ни один из представителей кикшеринговых компаний не обратился в Госавтоинспекцию с вопросом о разрешении ситуации. Он дал поручение инспекторам усилить надзор за ними. 

 Докатались! 

По данным областного Управления ГИБДД, за пять месяцев текущего года количество происшествий с СИМ увеличилось с одного до семи. Вопиющий случай произошел в мае в наукограде. На улице Ленина на тротуаре парень на электросамокате сбил детскую коляску и скрылся с места ДТП. Ребенка с травмами доставили в больницу. Гонщика вскоре разыскали сотрудники ГИБДД. На происшествие обратил внимание председатель СК РФ Александр Бастрыкин.

 - Использование СИМ на дорогах общего пользования становится серьезным источником повышенной опасности как для пешеходов, так и для лиц, управляющих такими устройствами. Важно отметить, что этот транспорт может развивать значительную скорость, что при ограниченной маневренности создает высокую вероятность потери управления. При этом многие пользователи устройств, выезжая на проезжую часть, не используют защитную экипировку, чем подвергают свою жизнь опасности, - отметил Алексей ХОЛОПОВ, начальник регионального Управления ГИБДД.


Самой большой популярностью электросамокаты, моноциклы и другие мобильные новинки пользуются у подростков и молодежи. Свобода, скорость, ветер в волосах! Для многих ребят СИМ – самый желанный подарок. По мнению Ирины Агеевой, уполномоченного по правам ребенка в нашей области, взрослые должны уделить особое внимание безопасности детей, учить правилам поведения на дороге собственным примером. Грош цена словам, если вы сами переходите дорогу на красный сигнал светофора. Необходимо создать закрытые для пешеходов зоны для катания в парках и скверах, требовать вести работу в этой сфере от кикшеринговых компаний и магазинов, торгующих СИМ. 

 Требуется СИМафор

Хотя есть предложения запретить в российских городах электросамокаты и прочие подобные устройства, джинн из бутылки выпущен. Время «X», как отмечают кикшеринговые компании, наступает с 16 до 22 часов. Люди возвращаются с работы, выходят на променад, и «медленные» пешеходы становятся «быстрыми».

Положительный опыт решения проблемы есть – в мегаполисах создается сеть дорожек для движения СИМ. Но, к примеру, в Калуге с узкими улицами для них придется определить «мертвые зоны». 

 - У нас в наукограде сейчас три зоны ограничения. В час пик мы можем включать и выключать их. Также можно выделить разметкой на тротуаре место для проезда СИМ. Потому что пока мы ему (самокатчику. – Авт.) не показали, где ехать, а пешеходу - где идти. Мы, по сути, сами их сталкиваем. Можно временную разметку наносить на тротуарах, программа позволяет сделать все. Мониторим количество происшествий, жалоб. Люди могут позвонить в наш колл-центр. Мы не хотим у жителей вызывать негатив. Мы и в Москве работаем, и тут готовы сотрудничать , - сказал Руслан ТАРАСОВ, генеральный директор компании «Lite».

 Среди предложений ГИБДД - создание ситуационного центра для СИМ. Такая практика есть в Москвые и области, подтянулись Калининград и Екатеринбург. Вместе с операторами шеринговых сервисов транспортники будут анализировать загруженность городских улиц, убирать оставленные в неположенных местах самокаты, координировать работу сервисов при проведении массовых мероприятий.

Госавтоинспекторы проводят лекции о СИМ в школах, теперь хотели бы в средних специальных и высших учебных заведениях, еще лучше совместить их с практическими занятиями. Я бы с удовольствием приняла в них участие.


* Кикшеринг - краткосрочная аренда электросамокатов. Чтобы начать пользоваться сервисом, клиент, как правило, должен установить мобильное приложение и зарегистрировать в нем свои водительские права или паспорт, номер кредитной карты.

КСТАТИ

    В России предложили ограничить скорость прокатных электросамокатов до 15 км/ч, запретить их проезд по пешеходным улицам, а также пользоваться этими средствами передвижения людям до 18 лет. Такое обращение в Минтранс и МВД направили депутаты «Единой России». Аналогичные меры хотят ввести и для электровелосипедов. Число ДТП с участием средств индивидуальной мобильности за последние три года выросло вдвое.

«Известия».