26 декабря, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Бесперспективное сокровище?

08.06.2023

На очередном заседании рабочей группы по сохранению исторической памяти при губернаторе прозвучал доклад о прошлом и настоящем усадьбы, выстроенной в уникальном для провинции архитектурном стиле.

Единственный в области

Общественность вдохновили хорошие новости о том, что в Полотняном Заводе активно ведется реставрация дворянской усадьбы Щепочкина, что «Военфильм» приобрел заброшенную усадьбу Ярошенко в селе Павлищев Бор, что группа компаний «ПремиумСтрой» купила в Калуге разрушающийся комплекс исторических зданий «Ансамбль казенного винного склада и завода», что в Боровске частный предприниматель на собственные деньги ведет реставрацию комплекса «Тюремного замка», что в Авчурине на частные пожертвования продолжает восстанавливаться усадьба, построенная в ампирном и неоготическом стилях. Возникла доля оптимизма: а может быть, и на другие знаковые умирающие объекты культурного наследия найдется свой покупатель?

Например, в Ферзикове в руинированном состоянии находится сейчас здание усадьбы Чириковых. Эксперты говорят, что это единственный в нашей области объект – представитель елизаветинского барокко.


Архитектор, искусствовед, руководитель проектного отдела в ландшафтной компании калужанка Дарья Гаврилова погрузилась в тему изучения этой усадьбы, собрав большой объем информации. По приглашению членов группы по сохранению исторической памяти на минувшей неделе она выступила на рабочем заседании.
Мы решили, что и наши читатели должны быть в курсе этих исследований, тем более что постройка весьма уникальна и, по определению исследователя, является для нашей губернии настоящим сокровищем.

– Дарья Олеговна, охарактеризуйте, пожалуйста, объект.

– За время своего существования имение несколько раз меняло владельцев и по очереди принадлежало разным дворянским семьям. Но наиболее длительный период – с конца XVII и до середины XIX века – имением владели дворяне Чириковы. Именно при них в усадьбе развернулось масштабное строительство, заложившее структурно-планировочную основу ансамбля, частично дошедшую до наших дней.

Как известно из истории усадебного комплекса, к 1772 году в усадьбе уже были возведены две церкви, каменный господский дом и разбит плодовый сад. К середине
70-х годов XVIII века сложился регулярный по планировке усадебный комплекс, характерный для крупных дворянских усадеб позднего барокко. Первоначальную планировку усадьбы можно увидеть на плане генерального межевания 1776 года.

Центральный элемент пространственной композиции ансамбля – главный дом – представляет собой редкий для усадебного строительства образец здания дворцового типа, выполненного в формах елизаветинского барокко.

Дворцовый тип сам по себе был не свойственен ранней провинциальной усадебной застройке. Усадьба в Ферзикове на первом этапе своего существования по своим архитектурным характеристикам и выточенной регулярной структуре была ближе к столичным дворцово-парковым ансамблям растреллиевского барокко. При Чириковых ферзиковская усадьба достигла и своего наивысшего архитектурного и садово-паркового расцвета.

Туристам пока недоступен

– Как мы понимаем, не сохранилось внешнего изображения усадьбы. Есть ли ее аналоги?

– Наиболее приближенным аналогом я бы назвала Екатерининский дворец в Царском Селе. Конечно, наша усадьба уступает императорской резиденции, тем не менее такому памятнику могли бы позавидовать большинство регионов.

– Вот это да! Представляю, какое количество туристов могло бы сейчас посещать эту достопримечательность, если бы она сохранилась. А были ли попытки восстановления, ведь официально усадьба носит статус объекта культурного наследия регионального значения?

– Начало истории просматривается с 2006 года, когда по документам был зафиксирован первый собственник комплекса – сельскохозяйственный производственный кооператив «Ферзиковский». Он был владельцем 19 дней, после чего объект у него перекупило ООО «Серебряное кольцо. Усадьба Чириковых», которое и владеет им уже 17 лет. Ни один ни другой владельцы никакой деятельности по сохранению ОКН не предпринимали.
Надежда на восстановление появилась в 2015 году, когда стало известно, что разрушенное здание с земельными угодьями было передано инвестору для проведения работ по сохранению и восстановлению ансамбля. Собственник планировал отреставрировать главный дом, воссоздать утраченные флигеля и церковь, благоустроить парк и пруды, разместить здесь гостиницу на 600 мест, досуговый центр, рестораны, театр и десять музеев.

Ответить на вопрос, есть ли будущее у этого объекта, мы попросили начальника управления по охране объектов культурного наследия нашей области Евгения ЧУДАКОВА. И вот какой комментарий получили:
«Перспектив восстановления этой усадьбы в ближайшее время нет. Собственники усадьбы Чириковых оказались жуликами и после выкупа ничего хорошего с ней не сделали. А конфискация ее крайне затруднена юридически».
Электронная почта представителей собственника, куда мы направили аналогичный вопрос, вообще промолчала. Похоже, это конец: мы явно видим путь прохождения уникального объекта елизаветинского барокко от богатой дворянской усадьбы к забытым и брошенным руинам. Не хочется в это верить. Но по факту выходит так.

Непоправимый урон

– На рабочей группе вы рассказывали, что какие-то работы все же проводились, правда, они нанесли непоправимый урон объекту культурного наследия, которому почти 300 лет. А ведь до того как у него появился «хозяин», на здании главного дома сохранялось богатое убранство.

– Достаточно трудно охарактеризовать случившийся инцидент: «реставрационные» работы на памятнике, внезапно начавшись, также внезапно и закончились. «Реставраторы» ограничились отделочными работами на северном фасаде. Было это в 2015-2017 гг., точное время установить не удалось.

С сожалением надо сказать, что часть наличников, изготовленных в XVIII веке из лекального кирпича, были варварски стесаны и таким образом утеряны. А их место заняли грубые бетонные отливки. При этом они даже не везде соответствовали исторической форме.
Возмущение вызывает и то, что северный фасад усадьбы «реставраторы» покрыли цементным раствором и начали выкрашивать его в бирюзовый цвет с белыми декоративными элементами. Здание, построенное до начала ХХ века из красного кирпича на известковом растворе, ни в коем случае не должно оштукатуриваться смесями на цементном вяжущем растворе. Это приведет к ухудшению состояния кирпича и постепенному разрушению...

Эти работы проводились на полуруинированном объекте с разрушенными стенами и перекрытиями, без кровли. Усиление фундамента и кирпичной кладки не проводилось.

– В 2017 году этого собственника здания арестовали, суд признал его виновным в совершении преступлений по статьям «мошенничество» и «кража», вменяя в вину и нарушения на других объектах, которые им были куплены в большом количестве. Предпринимателю было назначено наказание в виде лишения свободы на шесть лет. Что сейчас происходит на объекте?

– Общий вид заброшенного ансамбля достаточно печальный. Полуруинированный главный дом, некогда превосходный образец елизаветинского барокко, находится в предельно аварийном состоянии. Вандальными методами мародеры продолжают разбирать кирпичную кладку и вырезать металлические элементы. Внутри здания и на наружных стенах сейчас активно разрастаются молодые деревья, повсеместно видны следы свежих обрушений. Срочно требуется производство работ, чтобы не допустить полного уничтожения памятника: учитывая скорость разрушения, мы можем окончательно потерять его в последующие 10-15 лет.

– Вы говорили, что там и территория представляет культурную ценность, парк, например, пруд. Что с ними?

– После проведения так называемых реставрационных работ на территории вокруг главного здания остался сваленный горками исторический кирпич вперемешку со строительным мусором. Вместе с окружающей территорией все это постепенно зарастает.
Парк еще сохраняет свою регулярную структуру. Кстати, он также является объектом культурного наследия, однако совершенно не ухожен. Здесь большое количество валежника, который лежит на пешеходных аллеях, плавает в прудах и в буквальном смысле слова висит на старовозрастных исторических деревьях. Пруды сильно запущены: на некоторых начала образовываться вязкая болотистая масса. И, конечно, на всей территории парка присутствует большое количество бытового мусора.

Послесловие

– Историческое наследие – и материальное, и нематериальное – по своей сущности никогда не бывает статичным. И только от нас зависит, каким это наследие останется в нашей памяти, – с большой долей оптимизма говорит Дарья Гаврилова.

Шанс, что появятся инициаторы, которые дадут ход делу и по закону заберут у нерадивого предпринимателя этот уникальный объект, чтобы его восстановить в первоначальном виде, все же есть.

Тем более что Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусматривает «прекращение права собственности в случае, если собственник объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения» (статья 54).