2 января, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Насильно мил не будешь

18.05.2023

Осенью прошлого года наша газета уже писала о трудной судьбе Марии Зуевой (в статье «Квартирный вопрос», № 44 от 28 октября 2022 г. ). На 93-м году жизни женщина лишилась квартиры, в которой прожила 47 лет. Неравнодушные люди помогли Марии Петровне, окружили ее заботой. Но сейчас у долгожительницы возникли новые проблемы. Ее хотят признать недееспособной и вопреки желанию перевезти в другой регион. Полгода спустя «КГВ» решили вернуться к этой истории.



Полгода назад Мария Петровна выглядела значительно хуже, чем сейчас.

 Брошенная старость

Напомним предысторию событий. В феврале прошлого года в центр социального обслуживания населения «Забота» обратился калужанин Дмитрий, которому нужна была помощь в уходе за пожилой женщиной. Клиент пояснил, что Мария Петровна Зуева ему не родственница, но проживает в квартире, которую он купил у ее сына.

Социальный работник Светлана Евсеенкова пришла в ужас от условий, в которых находилась бабушка. В комнатах - ободранные стены, клопы и тараканы. Из мебели только продавленный диван и пустой платяной шкаф. На кухне - ни плиты, ни холодильника.

Мария Петровна была крайне истощена и не могла подняться с дивана без посторонней помощи. Из одежды у нее были только ночнушка и халат неопределенного цвета - настолько грязными они были. Ко всему прочему бабушка полностью ослепла - по причине отсутствия лечения катаракты у нее атрофировалась сетчатка глаз.

От соседей Светлана Евсеенкова узнала, что оба сына женщины были запойными алкоголиками. Когда старший из них умер, младший устроил в квартире притон для алкоголиков, издевался над матерью, отбирал пенсию, бил и морил голодом. Потом он куда-то пропал, и оказалось, что у квартиры появился новый владелец.

Мир не без добрых людей

Первым делом Светлана отмыла и накормила свою подопечную. Помогла получить медицинский полис - старый был давно просрочен, оформила ей первую группу инвалидности. Договорилась в больнице и несколько раз возила бабушку на переливание крови. Привезла в квартиру газовую плиту и добилась возобновления подачи газа, который был отключен за неуплату.

Волонтеры из движения «Важен каждый», которое занимается оказанием помощи пенсионерам, помогли обеспечить Марию Петровну одеждой, регулярным горячим питанием и уходом. Партия «Новые люди» подарила ей инвалидное кресло и стиральную машину. Братство автомобилистов Калуги - холодильник. Благотворители приобрели подушки, одеяло и постельное белье.

Квартирный вопрос

Жизнь стала налаживаться, но в сентябре прошлого года новый владелец выписал бабушку из квартиры и потребовал освободить жилплощадь. Он заявил, что собирается сделать ремонт и выставить ее на продажу. Депутаты партии «Новые люди» обратились в прокуратуру Калуги, чтобы защитить права пенсионерки и выяснить, на каком основании ее выселяют из жилища.

Прокурорская проверка установила, что заявление на приватизацию квартиры в городскую управу Калуги поступило в сентябре 2021 года от лица, действовавшего на основании нотариальной доверенности в интересах Александра Зуева - сына Марии Петровны. К документам было приложено нотариально удостоверенное согласие на приватизацию квартиры, где пенсионерка отказывалась от включения ее в договор передачи в собственность жилого помещения.

На основании поданных документов в октябре городская управа передала в собственность Александру Зуеву двухкомнатную квартиру на улице Николо-Козинской, в которой тот проживал вместе с матерью. В декабре того же года Зуев продал жилплощадь своему знакомому Дмитрию. До сентября 2022 года Мария Петровна продолжала жить там, ни о чем не подозревая, а потом ее просто выписали из квартиры.

При опросе пенсионерка пояснила сотруднику прокуратуры, что была введена в заблуждение. Ей давали на подпись какие-то документы, содержание которых незрячая женщина видеть не могла. Убеждали, что подпись нужна для получения пенсии. Избавившись таким образом от жильца, Дмитрий уже через месяц перепродал квартиру другому владельцу, а сам уехал из города.

Новая напасть

Справедливо опасаясь за дальнейшую судьбу своей подопечной, Светлана Евсеенкова перевезла Марию Петровну к себе домой. Сейчас пожилая женщина находится под присмотром и уходом. Она одета, накормлена и выглядит значительно лучше, чем при нашей первой встрече.

Что касается квартиры, в январе текущего года прокуратура обозначила свою позицию. Прокурор города направил в Калужский районный суд исковое заявление с просьбой признать за Марией Зуевой право пользования жилым помещением и зарегистрировать ее по прежнему месту жительства. Однако о результатах рассмотрения иска в суде Марию Петровну никто не проинформировал, все осталось как есть.

Вскоре последовал ответный удар. В апреле в прокуратуру поступило заявление от имени Александра Зуева. Несколько лет не появлявшийся в Калуге и не интересовавшийся судьбой матери даже по телефону сын вдруг воспылал к ней горячей любовью и сообщил о намерении перевезти ее в Пензу, где он якобы в настоящее время проживает. Там же находится и Дмитрий, который «помог» реализовать квартиру, оставив жившую в ней калужанку без кола без двора.

Так как Александр сильно выпивал, возникают вполне обоснованные сомнения в его благополучии. После продажи квартиры он пропал, никто его не видел и с ним не общался. Жив ли он вообще? Имеет ли место жительства и возможность для ухода за пожилой матерью? Никто это подтвердить не может. Все попытки дозвониться на указанный в заявлении телефон оказались безуспешными - номер заблокирован. А когда волонтеры попросили своих пензенских коллег навестить дом, в котором якобы проживает бывший калужанин, дверь им никто не открыл.

Но даже если Александр действительно там, прошлый опыт совместного проживания доказывает, что от такого родственника Марии Петровне надо держаться подальше. Поэтому она категорически против переезда из Калуги к человеку, едва не обрекшему ее на голодную смерть. Кроме того, дальняя дорога и связанные с ней волнения в 93-летнем возрасте могут стать губительными для пожилого человека.

- Мне здесь отлично. За мной ухаживают, меня и вымоют, и покормят, и принесут, и отнесут. Я никуда отсюда не уйду, пока концы не отдам. К сыну за миллионы не пойду. Сдохну, а не пойду. Так ему и передайте. Знать его не хочу. Это бандит, он меня каждый раз лупил. Не надо мне такого сына, - сообщила Мария Зуева.

Видимо, зная о нежелании Марии Петровны переезжать куда-либо, представители Александра решили действовать помимо ее воли. Они обратились в суд с требованием признать Марию Петровну недееспособной и сделать сына ее опекуном.

Заседание, на котором рассматривался этот вопрос, состоялось 16 мая. Было принято решение о назначении психиатрической экспертизы. Если бабушку признают недееспособной, она лишится права голоса и решение о месте ее проживания будут принимать посторонние люди.


Светлана Евсеенкова и волонтеры движения «Важен каждый» очень переживают за бабушку Машу. Поверьте, равнодушные люди не смогли бы так ухаживать за пожилым человеком, кормить специальной протертой пищей, ежедневно мыть и менять памперсы.

Мы очень надеемся, что справедливость и здравый смысл восторжествуют и остаток своей жизни Мария Зуева проведет не на чужбине, а в окружении людей, которым не безразлична ее судьба.