Страшная ночь
Подробности расследования жестокого преступления, совершенного летом 2019 года, нам рассказал старший следователь по особо важным делам Следственного управления УМВД России по Калужской области Александр Курносиков.
Прежде всего в этом деле поражает жестокость преступников. Они сознательно выбирали в качестве жертвы одинокого пожилого человека, поскольку, как правило, пенсионеры в силу возраста и состояния здоровья не способны оказать сопротивление и позвать на помощь. Кроме того, многие из них хранят свои сбережения дома. Преступники рассчитывали на это, поэтому так долго выпытывали у потерпевшей местонахождение денег и ценностей.
Трое на одного
Ранним утром 2 июля 2019 года взволнованная и избитая жительница села Корекозева Перемышльского района прибежала к соседям и попросила их вызвать полицию. Из сбивчивого рассказа 61-летней женщины стало понятно, что ночью к ней в дом ворвались трое неизвестных. Преступники пытали женщину и ушли только после того, как она отдала им деньги.
Прибывшие на место происшествия сотрудники следственно-оперативной группы опросили потерпевшую. Было установлено, что пенсионерка живет одна, все родственники переехали в город. Накануне к ней во двор заходили трое лиц неславянской наружности, которые предлагали дрова и навоз на продажу. Поведение непрошеных гостей сразу показалось хозяйке подозрительным. Разговаривая с ней, незнакомцы постоянно отворачивались таким образом, чтобы нельзя было разглядеть их лица. В то же время было заметно, как внимательно они присматриваются к дому.
Получив отказ, троица ушла. Обращаться в полицию женщина не стала, но на душе было неспокойно, поэтому на ночь она закрылась в доме на оба замка. Когда стемнело, раздался стук в дверь. На улице маячили три силуэта. Дверь открывать хозяйка не собиралась, но преступники разбили стекло и залезли в дом через окно. Свои лица они скрывали под медицинскими масками, но догадаться, что это вернулась та же троица, труда не составило.
Злодеи с ходу стали избивать пожилую женщину ногами и руками, требуя выдать им хранившиеся в доме деньги и ценности. Потом связали ее скотчем и найденными в доме веревками. Поскольку поначалу пенсионерка отказывалась говорить, в ход пошли угрозы и пытки. Садисты продолжали избиение, прижигали лицо жертвы горячим утюгом, приставляли ей нож к горлу, замахивались топором.
Издевательства продолжались более двух часов. Впоследствии медики диагностировали у потерпевшей перелом челюсти, ожоги кожи первой степени на лице и плече, а также многочисленные ссадины и кровоподтеки. Телесные повреждения квалифицировали как вред здоровью средней тяжести.
В итоге хозяйка дома отдала мучителям все, что имела, – 3 200 рублей. Преступники скрылись, а пенсионерка только под утро сумела освободиться от пут и обратиться за помощью к соседям.
По следу налётчиков
Уголовное дело было возбуждено по части 3 статьи 162 Уголовного кодекса – разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище. Отпечатков пальцев преступники не оставили, поскольку действовали в перчатках. Лица под масками потерпевшая не разглядела. Соседи ночью спали и ничего не слышали. Несмотря на это, сотрудники полиции сумели установить одного из соучастников нападения.
Сыщики предположили, что матерчатые перчатки и скотч, которые преступники использовали при совершении преступления, были куплены в строительном магазине где-то поблизости. Кроме того, оперативники изучили записи всех видеокамер, установленных в окрестностях Корекозева, сделали выборку транспортных средств, которые проезжали через населенный пункт, и тех, что останавливались у магазина стройматериалов, расположенного в самом селе. Таким образом был установлен автомобиль, на котором передвигались преступники.
Благодаря мероприятиям технического характера удалось установить мобильный телефон, который использовали в интересующее сыщиков время в непосредственной близости от места совершения преступления. Все ниточки вели к 21-летнему цыгану, жителю Тульской области Рамэшу Жуковскому. Подозреваемый был задержан. При проведении опознания по голосу потерпевшая уверенно указала именно на него.
В ходе следственных действий молодой человек дал признательные показания и подробно рассказал о том, как готовилось и совершалось преступление. Выяснилось, что обвиняемые действовали по заранее намеченному плану. Сначала договорились провести разведку. В целях конспирации к месту сбора добирались порознь, кто пешком, а кто на автомобиле. Машину оставили на окраине села. Дом выбрали на отшибе. Так удобнее вести наблюдение и меньше вероятность, что соседи услышат крики и вызовут полицию. В течение суток следили за ним со стороны, потом под видом продавцов зашли во двор, чтобы окончательно уточнить, проживает ли хозяйка одна, а также рассмотреть поближе двери, замки и окна.
Нечистосердечное признание
В ходе проверки показаний на месте преступления Рамэш указал маршрут передвижения, место стоянки автомобиля, подробно описал действия всех соучастников. Все его показания совпадали с данными, полученными в результате других оперативных и следственных мероприятий.
Единственное, о чем упорно молчал обвиняемый, – личности его сообщников. Следователю он твердил, что приехал погостить к родственникам в Козельский район. Якобы там к нему подошли двое незнакомцев и предложили вместе совершить преступление. Он подумал и согласился.
Полиция проверила на причастность к разбойному нападению несколько человек из числа родных и близких Жуковского, но прямых доказательств их вины добыть не удалось. На камерах наблюдения, в отличие от Рамэша, их лица тоже не засветились.
На месте сбора преступников была обнаружена брошенная медицинская маска, но прошедший дождь и роса привели к тому, что все биологические следы на ней потеряли свойства.
На строгий режим
На суде Жуковский отказался от своих показаний, но поскольку получены они были с соблюдением всех процессуальных норм и подкреплены другими доказательствами, полученными в результате следственных действий, суд посчитал их правомерными и законными.
Разбойника приговорили к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Розыск двух его сообщников продолжается до сих пор.
Фото из материалов уголовного дела.