2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

С чем сталкиваются соотечественники, возвращаясь в Россию

23.11.2018

От А до У

Как известно, Государственная программа оказания содействия добровольному переселению
соотечественников из-за рубежа в Российскую Федерацию (по-простому - программа переселения) призывает этнических русских, татар, чеченцев, башкир и прочих представителей народностей, входящих в состав России, возвращаться к своим корням. И опять же, как известно, при переселении национальный признак в принципе оказывается неважен. Принимают регионы переселенцев по профессиональным навыкам, благодаря которым ты сможешь прокормить себя и семью, а не по национальности. И поэтому сегодня среди исконно русских фамилий в списках получающих гражданство превалируют армянские, молдавские, таджикские и узбекские фамилии. О чем это говорит? Прежде всего о том, что в братских республиках не сладко живется и коренному этносу. И несмотря на санкции, кризис и прочие прелести российской реальности, они делают свой выбор в пользу переезда. Нет среди них, наверное, только выходцев из Азербайджана и Туркмении, поскольку русскоязычные покинули эти страны еще на заре 90-х, в годы, когда гонения на русских были в моде среди бывших братьев по Союзу.

Чемодан - вокзал - Россия

Так почему же участники программы переселения решаются на такой важный шаг? Причина первая и самая важная – экономическая. Очень многие переселенцы, до того как ими стать, числились в России просто гастарбайтерами. И когда появился реальный шанс легализоваться в РФ, они не преминули им воспользоваться. А поскольку госпрограмма не дает приоритетов по национальному признаку, то соотечественниками, по сути, оказались все граждане бывшего СССР.
Вторая – национальная. И из-за этой причины в Россию переезжают не только русские, но и коренные жители. В Узбекистане, сегодня, к примеру активно продвигают идею национального самосознания. И под эту гребенку периодически девушкам запрещается носить короткие юбки, летние сарафаны, молодым людям – шорты. Из кинофильмов вырезаются сцены объятий и даже невинные поцелуи. А телеканалы, осмелившиеся транслировать «неформат», лишают лицензии. И это только мелочи.


– Устали мы от этого. Хотим, чтобы наши дети росли в нормальной стране. Чтобы могли сами отличать хорошее от плохого, а не потому, что им это навязывается. Хотим, чтобы сыновья пошли служить в армию, и нам не нужно было за это платить, как в Узбекистане, где за срочную службу, за мобилизационный резерв, за отсрочку от армии – за все нужно платить официально и не только. Хочется стабильности, наконец, – говорят Нафиса и Андрей из Чирчика.



– Надоело, что постоянно попрекают тем, что я – русская. Кто негласно, а кто и открыто. «Говори со мной на казахском», - все чаще слышится в родном городе. И это при том что в Казахстане русский – официально язык межнационального общения. Из института пришлось уволиться. Работать со студентами, среди которых даже в русских группах теперь все больше коренных жителей, очень плохо владеющих русским языком, сложно. Поэтому подумала и начала все с чистого листа – в Калуге, город небольшой, камерный, хорошо развивается, и работу по специальности найти можно. Да, и здесь есть свои трудности, приходится побегать по инстанциям, немало троп проторить, чтобы получить заветное российское гражданство, но оно того стоит, – рассказывает Анастасия К. из Шымкента.



– Мы жили в Кишиневе, вроде столица государства, которое претендует на право называться европейской страной. Но до Европы ей, по правде говоря, далеко. Вернее до европейского уровня жизни. С работой плохо даже в столице, не говоря уже о периферии, да и эти колебания правительства то в сторону России, то в сторону Евросоюза утомляют. Я много лет работал в Москве как гастарбайтер, друзья посоветовали получать гражданство по переселении в Калугу. Как прибыли в регион, поняли, что тут и останемся, работа есть и семья рядом, а это самое главное, – делится Петр К.
Окончание следует.

В газете этот материал опубликован под заголовком "В очередь за гражданством"