8 мая, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

«Мой отец освобождал Калугу»

04.05.2023

Григория Гавриловича уже нет с нами, но память о подвиге фронтовика и многих других бойцов 50-й армии бережно хранится в сердцах благодарных земляков. Дочь героя Нина Фомина поделилась воспоминаниями о нем.


Становление характера

Судьба с юного возраста испытывала Григория Ермакова на прочность. Мальчик рано остался сиротой. Сначала отец бросил семью, потом умерла мать. Воспитывала троих детей бабушка по отцовской линии. Через пару лет не стало и ее.

Несмотря на жизненные невзгоды, Григорий вырос активным человеком, закончил четыре класса Рудневской школы, показав хорошую успеваемость. Устроился на работу в колхоз счетоводом, вступил в комсомол. О личных и деловых качествах парня говорит тот факт, что в 20-летнем возрасте односельчане избрали его председателем Петрищенского сельсовета Перемышльского района, в состав которого, между прочим, входило семь деревень.

В 1936 году Ермакова призвали в Красную армию. Командование оценило каллиграфический почерк молодого солдата и назначило его на должность писаря в Калужском военкомате. Григорий и здесь не терял времени даром – параллельно со службой закончил вечернюю школу для рабочих и получил среднее образование.

После демобилизации в 1938 году опытного специалиста направили на гражданскую должность в Перемышльском военкомате. Там он и отвечал за призыв земляков на военную службу до тех пор, пока снова не надел военную форму. Когда началась Великая Отечественная война, Григорий решил, что его место – на фронте. Но перед этим в октябре 1941 года он вывез весь архив в Тульский областной военкомат, чтобы к врагу не попали сведения о бойцах Красной армии и их семьях.

Флаг над городом

В Туле Ермаков получил направление в 26-ю армию, которая только что вышла из окружения. Вскоре после этого армию отправили на переформирование, а ее личный состав передали 50-й армии под командованием генерала Ивана Болдина.

Будучи командиром стрелковой роты 290-й стрелковой дивизии, он принимал активное участие в оборонительных и наступательных сражениях под Тулой, освобождал Калугу.

 – Отец рассказывал, как они шли к Калуге через Суворов. Были сильные морозы, дороги засыпаны сугробами. Его рота выбивала гитлеровцев из деревень Некрасово, Ждамирово, Турынино. Бои были очень кровопролитные, особенно в Ждамирове. Там стояла большая церковь с колокольней, с которой немцы расстреливали из пулемета наших наступающих солдат. В течение дня дома по нескольку раз переходили из рук в руки. То немцы их захватывали, то наши. Потом они штурмовала Бобруйский оружейный склад (сейчас – 906-я база), – вспоминает Нина Григорьевна.

Продолжая наступление, рота Ермакова с боями пробилась к железнодорожному вокзалу Калуги. Решили водрузить флаг на здание, но красного полотнища ни у кого не было. Случайно бойцы встретили женщину, на голове у которой был красный платок. Попросили ее поделиться головным убором. Калужанка согласилась. Этот женский платок прикрепили к древку и подняли над вокзалом, символизируя освобождение Калуги. Так и трепетал он на ветру до тех пор, пока не подвезли и водрузили настоящий красный флаг.

 Семья

К моменту начала войны Григорий Ермаков уже был семейным человеком – жена Агафья и двое детей. Семья красного командира и офицера подлежала эвакуации, но обстоятельства заставили отказаться от переезда. Шальной немецкий снаряд попал в комнатку, где жила семья Ермаковых. Дома в это время никого не было. Родные не пострадали, но одним махом лишились и жилья, и всего имущества. Осталось только то, в чем выбежали из дома.

Агафью с детьми забрал ее отец Михаил Офицеров, который жил в деревне под Перемышлем. Там они с горем пополам и пережили недолгую оккупацию. Дело в том, что одна из соседок донесла гитлеровцам о том, где живет семья красного командира. Узнав об этом, фашисты сожгли дом, который до войны начала строить для себя семья Ермаковых. Чуть не спалили и дом Офицеровых, где жили Агафья с детьми, да в последний момент передумали. Ограничились тем, что забрали поросенка и кур. Корову оставили, но лишь для того, чтобы обеспечивала молоком солдат вермахта.

 – Старшая сестра рассказывала, что кроме немцев на постое в деревне стояли финские солдаты. Так они были хуже немцев. Измывались над детьми, дразнили. Дадут ребенку конфету, а потом отберут и гогочут. Дяде моему тогда три года было, так финн его начал лупцевать, чуть насмерть не прибил.

Когда гитлеровцев прогнали, Григорий сразу написал супруге. К тому времени в деревне уже прошел слух, что его видели погибшим где-то под Перемышлем. Получив весточку, Агафья сразу собралась и пешком отправилась в Бабынино, чтобы повидаться с воскресшим мужем. Но там его не застала – пока добиралась, штаб передислоцировали к Юхнову. Женщина отправилась следом, но опять не успела, расплакалась и вернулась домой. Встреча супругов произошла значительно позже.

 От Тулы до Кёнигсберга

До 5 января 1942 года рота Ермакова принимала участие в зачистке Калуги от немецких оккупантов. Потом освобождала разъезд Сергиев Скит, Мстихино и Плетеневку. В это время Григорий Гаврилович получил новое назначение – в штаб 50-й армии, вместе с которой он прошел весь дальнейший боевой путь соединения до Кенигсберга.

На этом пути ему пришлось с боями брать многие города Калужской области – выбивать фашистов из Бабынина, Жиздры, Барятина, Мосальска, Думиничей, Спас-Деменска, Юхнова. В сражении под Зайцевой Горой Ермаков получил ранение. За проявленное мужество командарм Болдин вручил ему часы, которые снял со своей руки.

Тогда же Григорий получил свою первую награду – медаль «За отвагу». Помимо нее боевые подвиги калужанина были отмечены двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны двух степеней, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». За взятие и освобождение городов он получил девять благодарностей от Верховного главнокомандующего.

Мирная жизнь

После 27 лет в рядах Советской армии Григорий Гаврилович оставил службу. Но кипучая натура и на гражданке не давала ему сидеть без дела. Еще 40 лет Ермаков отработал в отделе кадров калужского завода «Стройдеталь». Вместе с тем возглавлял совет ветеранов предприятия, был членом советов ветеранов Московского округа и города Калуги. К боевым наградам добавилось признание мирных заслуг.

В июне 2002 года сердце ветерана остановилось, но память о нем живет. В 2017 году имя Григория Ермакова было занесено в Книгу почета города Калуги.



Фото из семейного архива Нины Фоминой.