«Надо доводить до победы»...
Несмотря на грозный позывной, внешне Евгений производит впечатление мирного и добродушного человека. Но это только на первый взгляд. Медаль «За отвагу» на груди свидетельствует и о наличии боевого опыта, и о личной храбрости калужанина.
Спецоперацию надо доводить до победы, бандеровскую мразь надо додавливать. По-другому не получится. Посмотришь, что они творят в Донбассе, послушаешь рассказы людей – и ужасаешься их поступкам. Мозги там промывают качественно с самого малого возраста. Если даже взрослым умудрились задурить голову нацистской идеологией, что уж говорить о детях. Мы просто обязаны все это прекратить.
За себя и за того парня
Первая командировка на Украину для Евгения получилась спонтанной. Изначально его не было в списках, офицера оставляли в Калуге, чтобы было кому «работать на земле». Но люди болеют, получают травмы, а он стоял в списке на замену. Так и поехал.– Попали на самый передок, - – вспоминает Евгений.
Наши бойцы вместе с десантниками заходили на Украину 24 февраля 2022 года в первых рядах российских войск. Несколько дней двигались в колонне, ночевали прямо в машинах. Первый бой произошел во время засады, устроенной во время марша. Впереди образовался небольшой затор, техника стала. Личный состав спешился и обеспечил огневое прикрытие. Заставив врага отступить, двинулись дальше.
Через несколько дней разместились в лесу, отрыли окопы, построили блиндажи. Оттуда наши группы стали выдвигаться на различные задачи. Брали под контроль перекрестки и участки дорог, чтобы предотвратить прорыв врага и дать возможность пройти нашей военной технике, обеспечивали работу блокпостов и фильтрационных пунктов, вместе с десантниками участвовали в штурмах и зачистках. Задач было много, и все они выполнялись.
По словам офицера, на первых порах сложно было определить, кто противник, а кто нет. Киевский режим сформировал территориальную оборону, выпустил из колоний заключенных, раздал им оружие. Во время несения службы в населенных пунктах местные жители подходили и рассказывали о вооруженных мародерах, которые бесчинствовали в округе. Но стоило им бросить оружие, и бандиты становились неотличимы от мирных граждан.
– С обычным населением в целом нормально общались. Те, кто был при деньгах, сразу сбежали. Остались небогатые, у кого не было возможности куда-то уехать. Понятно, что им было страшно, прятались по подвалам. Кто-то был рад нашему приходу, кто-то относился нейтрально: «Власть меняется – и ладно». Открытой враждебности я не видел.
В горячке боя
Первая командировка закончилась для Евгения 8 марта. Именно в этот праздничный день он получил огнестрельное ранение. Выполняя очередную задачу командования, калужские омоновцы охраняли участок дороги на Киев, по которой шла эвакуация людей. Параллельно занимались фильтрацией и досмотром лиц, выходящих по «зеленому коридору», чтобы никто со злым умыслом не проник в тыл нашим подразделениям.
Когда стемнело, начался артиллерийский обстрел, потом по нашей группе ударили из автоматов. Бойцы заняли позиции и открыли ответный огонь. Евгений почувствовал толчок в ногу, но не придал этому значения – вместе со всеми отражал нападение. После того как все закончилось, на адреналине еще минут десять двигался с другими бойцами. Потом нога неожиданно подломилась, и он понял, что его зацепило.
Ночь провел вместе с сослуживцами, а наутро был эвакуирован в медсанбат. Два дня спустя его доставили в Главный военный клинический госпиталь Росгвардии в подмосковной Балашихе.
Под звуки канонады
Во время второй командировки осенью 2022 года Евгению довелось побывать в Луганской Народной Республике. На этот раз поездка прошла более спокойно, в непосредственной близости от передовой стояли только в самом начале, потом отряд оттянули глубже в тыл. Хотя обстрелы вражеской артиллерии держали в напряжении и украинские дроны над расположением наше ПВО сбивало не один раз.– В принципе нормально. Взрывы там слышны постоянно. День-два – и к ним привыкаешь. Главное – не находиться на одном месте, постоянно перемещаться, чтобы противник не засек, не обнаружил и личный состав не пострадал.
Группы омоновцев выполняли те же задачи: зачистки населенных пунктов, выявление диверсионно-разведывательных групп и пособников противника, патрулирование территории и т.д. Население в ЛНР полностью поддерживает присоединение к России, а вот к киевским властям отношение резко негативное. Как-то раз группа Евгения выехала на выполнение задачи в один из населенных пунктов, расположенный неподалеку от Лисичанска.
– Там из трехсот домов осталось где-то 20-30. Местные жители рассказали, что при отступлении части ВСУ, стоявшие в этой же деревне, специально все разбомбили. Солдаты специально отлавливали и расстреливали людей. Кого-то перед казнью заставили копать себе ямы. В свое оправдание говорили: «Мне поступил приказ. Если я его не выполню, меня самого убьют рядом с вами». Тяжело вспоминать такое: прямо на улице между домами то тут, то там стоят кресты над могилами.
Гордость семьи
Во время первого участия в спецоперации Евгений сообщил семье, что находится на учениях в Смоленске. Предупредил их, что какое-то время связи не будет, чтобы не переживали. Хотя после 24 февраля, исходя из новостей, родные сами начали догадываться о том, что происходит на самом деле.Семья росгвардейца с пониманием относится к его службе, гордится им. Даже когда выходил с родными на связь после долгого молчания, он не услышал от них ни одного упрека, только слова поддержки. Тем более что мобильными телефонами в зоне СВО стараются не злоупотреблять, чтобы не давать возможность противнику вычислить твое местоположение. Во время второй командировки, которая длилась три месяца, Евгений звонил домой пять-шесть раз. Этого достаточно, чтобы сообщить домой, что с тобой все в порядке. А все остальное можно обсудить по возвращении.
Как и большинство сотрудников отряда, командир взвода оперативной роты ОМОНа капитан полиции Евгений неоднократно выезжал в служебные командировки на Северный Кавказ. Приходилось стоять в оцеплении во время проведения контртеррористических операций, но непосредственного участия в боевых действиях он тогда не принимал. Настоящее боевое крещение получил уже на Украине. В зоне СВО побывал дважды. За первую командировку награжден медалью «За отвагу».
18 марта калужский ОМОН отметил 30-летний юбилей.
За это время >250 сотрудников удостоены государственных наград.
Фото автора.