6 мая, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

На них всё держится

27.03.2023

В прошлом номере мы начали знакомить вас с собранием редких старинных пуговиц калужского Музея русского быта «Вотчина». В общей сложности коллекция насчитывает более двухсот экспонатов. О наиболее интересных экземплярах нам рассказал создатель музея Сергей Нелюбов.

Перламутровые



Очень красивые пуговицы делались из морского перламутра самых разнообразных цветов. Некоторые были выполнены из него целиком, или же перламутр комбинировался с другими материалами.
Перламутровые пуговицы в латунном обрамлении различных форм и размеров встречаются достаточно часто. Они изготавливались как в России, так и в европейских государствах и были популярны в конце XIX – начале XX веков. Две пуговицы из собрания музея выполнены в стиле модерн.

Парфюмерные



Еще одним интересным типом пуговиц конца XIX века были парфюмерные. Состояли они из нескольких частей: металлической основы и бархатного фона. Бархат пропитывался духами, долго сохранявшими свой аромат. Такие пуговицы предпочитали дамы, чтобы понравиться кавалерам.

Мемориальные



Такие пуговицы были популярны во время Первой мировой войны. Выполненный на эмали портрет дамы сердца гораздо устойчивее к внешним воздействиям, чем те же фотографии. Их заказывали у ювелиров и пришивали на внутренней части мундира, чтобы в минуты затишья на фронте полюбоваться милыми образами.

Для бала



Бальные пуговицы интересны тем, что помимо своей основной функции выполняли роль украшений. Многие из них специально заказывались во Франции и стоили дорого, поскольку являлись настоящими произведениями искусства. В коллекции музея есть экземпляры с изображением кавалера и дамы, женского портрета, крылатой русалки, композиции из цветов, выполненных эмалью, и т.д.

С секретом



На пуговице изображены мужчина, указывающий на женский портрет, закрытая дверь и надпись «Ходъ запрещенъ». Изготовлена она была во Франции. Секрет заключается в откидной лицевой части. Внутри пуговицы хранился листок бумаги с условным паролем. Использовались они постоянными клиентами публичных домов как своеобразный пропуск для прохода в заведения. Более характерны для Европы, но, как видим, опыт переняли и в России.

Стальные «алмазы»



В последней трети XVIII века тульские мастера начали широко применять один из самых эффектных способов обработки стали – огранку. В народе такой способ называют «алмазная грань».
Первые изделия, украшенные стальными «алмазами», попали в Россию из Англии в конце XVI века. Техника заключалась в том, что вручную отковывали маленький стальной «гриб» с полусферической граненной под алмаз головкой, которая подвергалась полировке. «Алмазы» крепили на поверхности предмета. При мерцающем свете свечей их блеск походил на сияние драгоценностей. При этом «алмазная грань», являясь особым декоративным приемом отделки стали, никогда не рассматривалась как имитация или подделка драгоценных камней.

Фото автора.