Такая работа
С самого начала спецоперации в ней принимают участие сотрудники Управления Росгвардии по Калужской области. В этом номере мы публикуем рассказ старшего оперуполномоченного по особо важным делам специального отряда быстрого реагирования майора полиции Сергея.
Другая война
- Командировки в зону СВО заметно отличаются от всех наших предыдущих поездок. На Кавказе применялось в основном стрелковое оружие, максимум - гранатометы. На Украине же идет полномасштабная военная операция - активно используются артиллерия, минометы. Нужно применять навыки ведения общевойскового боя. Специфика нашего подразделения более узконаправленная, поэтому пришлось приспосабливаться и перестраиваться.
Так получилось, что во время первой поездки мы заходили на Украину практически в первых рядах - 24 февраля 2022 года. Для большинства наших сотрудников это был новый опыт, хотя в принципе все понимали, куда едем. Но были в нашей группе и ветераны, которые застали еще первую чеченскую кампанию. Смотрели на них, учились, в этом плане нам повезло.
Первая командировка продолжалась чуть больше месяца. Задача наших подразделений обычно состоит в зачистке населенных пунктов после прохождения первого эшелона войск. Заходим, проводим досмотровые и поисковые мероприятия. Новой функцией стало выявление и задержание наводчиков-корректировщиков вражеской артиллерии. Довольно непростая работа, если учесть, что занимаются этим небольшие мобильные группы, к тому же маскирующиеся под местных жителей.
Кроме того, противник активно использовал диверсионно-разведывательные группы. С одной из них нам пришлось столкнуться лицом к лицу. На третий день во время передвижения колонна попала в засаду. Был скоротечный бой. Под прикрытием брони ответили врагу огнем и вынудили его отступить. Все закончилось благополучно, в нашей группе - легкий «трехсотый» (раненый. - Прим. авт.). В другой раз обстреляли наш лагерь.
Выводы были сделаны быстро. При любой остановке колонны мы сразу занимали позиции для круговой обороны и начинали окапываться. В принципе это основы, любой солдат об этом знает, главное не лениться.
Специфику работы в городе тоже пришлось немного подкорректировать. Если на Северном Кавказе действовали под прикрытием легкой бронетехники, то на Украине такая тактика не столь эффективна. Бронетехника - очень «жирная» цель для противника, по которой в любой момент может прилететь. Поэтому при штурме населенного пункта, когда по нам работал миномет, старались рассредоточиться подальше.
Второй заезд был уже летом прошлого года. Заходили с другой стороны. Тут наши задачи уже больше соответствовали специфике СОБРа. Отряд находился во второй линии, работали на уже зачищенных территориях.
Проводили адресные мероприятия по информации от сотрудников местных правоохранительных органов. Проверяли места проживания военнослужащих ВСУ, сотрудников полиции, национальной гвардии и других силовых структур Украины. Находили довольно большие схроны с оружием и боеприпасами, в том числе иностранного производства - «Джавелины», NLAW и т.п. Даже собрали в отряде небольшую коллекцию из использованных тубусов от зарубежного вооружения.
Выставляли секреты недалеко от линии соприкосновения для выявления операторов беспилотников, которые занимались разведкой местоположения наших войск. В принципе хорошо знакомая нам работа.
Мирные жители
- Удивительно, но в зоне боевых действий остается много людей. В основном пожилые, но встречаются и дети. Украинская сторона не стремится их эвакуировать. Через полмесяца после начала СВО мы заходим в город и обнаруживаем в подвале женщин, детей, мужчин. Хотели вывезти их в безопасное место, но ВСУ принялись бить по этому району из миномета. Пришлось им вернуться в подвал и заночевать там под нашей охраной.
Жителям прифронтовых территорий приходится очень тяжело. Электричества нет, воду привозят по расписанию, магазины не работают, с продуктами проблемы. Часто наши бойцы отдают свои сухие пайки, чтобы хоть чем-то помочь людям.
Во время второго заезда в Лисичанске мне запомнилась картина: женщина с девочкой лет девяти-десяти. Мама готовит что-то на костре, разожженном прямо на улице между домами, а дочка бегает вокруг нее и играет.
В другой раз приехали на один из адресов. Многоэтажка, много стариков, которые в силу возраста просто отказались куда-то уезжать и остались в своих квартирах. Отдали им все наши продукты.
Население Донбасса в основном настроено к России доброжелательно. Многие прямо говорят, что ждали нашего прихода. Когда мы проезжали приграничные районы, люди выходили на обочину и встречали нашу колонну со слезами на глазах. Очевидно, что жилось им при киевской власти несладко.
Воспитание ненависти
- Хотя есть и те, кто против. Например, во время второй командировки мы проводили проверочные мероприятия в одном из районов Лисичанска. Одновременно раздавали жителям гуманитарную помощь и воду. Так одна бабулька открыто выражала недовольство и нелицеприятно высказывалась в адрес наших военнослужащих.
Я человек, далекий от политики, и всегда считал русских и украинцев один народом, который волею судьбы оказался в разных государствах. Честно говоря, до начала СВО не представлял себе, насколько целенаправленно на Украине воспитывают у людей ненависть к России, что их готовили к вой-не с нами. Как-то мы досматривали школу недалеко от Лисичанска и наткнулись там на учебники, в которых детям внушалось, что русские украинцам, мягко говоря, не друзья. Видел учебник по начальной военной подготовке. Там были расписаны все дисциплины, начиная от огневой подготовки и тактической медицины и заканчивая организациями засад.
Для себя я сделал однозначный вывод - без проведения спецоперации нельзя было обойтись. Причем в первую очередь она нужна именно жителям Донбасса. Мы, люди в погонах, давали присягу народу, а этих людей я тоже считаю нашим народом. Поэтому мы должны им помочь, как бы высокопарно это ни звучало.
Семья всё понимает
- В первый заезд вообще никто не знал, куда нас направят. Во второй раз уже все было очевидно. Конечно, родные переживали. Но мне повезло с женой, она все понимает.
Досье
В отряде без малого десять лет. Специализация - высотник. Сейчас занимает должность заместителя начальника отделения. До участия в СВО практически каждый год выезжал в служебные командировки в Северо-Кавказский регион. Там и получил свой первый по-настоящему боевой опыт. В ночь с 2016 на 2017 год участвовал в операции по блокированию группы вооруженных боевиков. Имеет две командировки в зону СВО. Награжден медалью «За отличие в охране общественного порядка».
Фото предоставлено пресс-службой Управления Росгвардии по Калужской области.