Кабульские улицы разбитых фонарей
Вячеслав ЯКОВЛЕВ за два года службы советником по линии МВД изучил Кабул не хуже Калуги. Город контрастов – это и про столицу Афганистана. С древних мечетей призыв на молитву звучал над лепившимися друг к другу мазанками на окраинах, кварталами элитных… хрущевок, построенных шурави в конце 70-х, дворцами на склонах горы Асамаи. На многочисленных лавках пестрели вывески на пушту и дари, а также на английском. Между расписными грузовыми фургонами - «бурбухайками» важно шествовали верблюды, трусили запряженные в повозки ишаки…
Для меня и для всех, кто прошел Афганистан, боевое братство – не просто слова. Основное, чему я там научился: если веришь другу, то пойдешь с ним куда угодно. Доверие – это главное. На нем все строится.
Советский советник
Перед командировкой обязательная встреча в ЦК партии. Сюда, в Афганистан, отбирали лучших сотрудников органов внутренних дел. Им предстояло, как сообщают официальные источники, создавать новою правоохранительную систему в далекой республике. Царандой (в переводе защитники) - называлась афганская милиция.
Апрельская революция 1978 года всколыхнула в стране глубокий пласт экономических, национальных, религиозных, межклановых противоречий. Социалистические перспективы «улыбались» не всем. Многие подразделения полиции и жандармерии начали самораспускаться. Часть личного состава вместе с оружием переходила на сторону оппозиции
Стало понятно, что только силами местных военных, введенного в 1979 году Советского ограниченного контингента бандформирования не побороть. Требовались опытные милиционеры – те, кто умел работать на «улицах разбитых фонарей».
Горьковскую высшую школу МВД СССР Яковлев окончил в 1979 году. Попал сюда по комсомольской путевке, так в советское время набирали в органы рабочую молодежь. Требования к соискателям были строгие. Вячеслав подходил по всем статьям – отслужил в армии, пришел на Калужский моторостроительный завод, без отрыва от производства окончил железнодорожный техникум, занимался спортом – был чемпионом Калуги по лыжным гонкам. В Горьком готовили специалистов для отделов по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС). Молодого лейтенанта направили в Калугу, в Московский райотдел, через три года перевели в областное УВД. В 1982-м пришел приказ: «В Афганистан!»
- В декабре мы с коллегами вылетели из Москвы в Ташкент, оттуда в Кабул. В Союзе нам рассказывали, что территория Афганистана в основном под властью народного правительства, там находятся наши войска. Перед заходом на посадку, видим в иллюминаторы, что наш борт встречают вертолеты, которые отстреливаются тепловыми ловушками, а внизу какие-то вспышки. Спрашиваем у куратора: «Что это такое?» «А это наша дивизия бой ведет под Кабулом», - ответил он. Мы поняли, какой оборот принимает дело, - вспоминает Вячеслав Владимирович.
Восток – дело тонкое
В верности слов героя «Белого солнца пустыни» красноармейца Сухова советские милиционеры убедились быстро. Поначалу дивились местным обычаям. Кому расскажи в Союзе, что голову могут отрезать только за то, что ты пристально посмотрел на женщину, а чтобы жениться, надо заплатить калым как стоимость новенькой «Волги», - не поверят!
- В Афганистане ислам пронизывает все стороны жизни. Мулла (священнослужитель) - главный человек в любом кишлаке, городском квартале. Провинции имели большую независимость от центра, в некоторых были своя армия и другие структуры, но вера объединяла всех. Для них мы – неверные. При этом народ гостеприимный – встретят, накроют стол, но что будет потом – вопрос. Грань очень тонкая. Поэтому ухо надо держать востро! - подчеркнул Вячеслав Яковлев.
А опасности могли подстерегать в самых неожиданных местах. Что может быть угрожающего в брошенной на улице детской игрушке или шариковой авторучке? В Афганистане на таких закамуфлированных минах подрывались и дети, и взрослые. Душманы воевали по всем направлениям.
- За два года убитых в спину духов я не встречал. Никто из боевиков не бежал с поля боя. Очень воинственные люди. Не случайно говорят, это государство можно пройти, но нельзя покорить, - сказал ветеран.
По долгу службы встречаться ему приходилось с разными людьми: от простых дехкан (крестьян) до мэров, министров, руководства Народной партии Афганистана. Неожиданностью стало, что в стране, которую считали отсталой, большое количество хорошо образованных людей, учившихся в европейских университетах. Общались главным образом через переводчиков-таджиков. Много выходцев из Таджикистана осело в этих краях после Октябрьской революции в России. Среди офицеров афганской армии было немало тех, кто хорошо говорил по-русски, – освоили язык, когда учились в Советском Союзе. Коллег-шурави (советских), хоть делать это и не рекомендовали, даже приглашали к себе домой.
- В царандой шли главным образом выходцы из бедных слоев. Для них это была возможность подняться по социальной лестнице. Очень старательно учились, - отметил Вячеслав Владимирович.
В обязанности советника Яковлева и его товарищей входили не только подготовка бойцов царандоя, но и охрана гос-
учреждений, сопровождение важных персон, операции против вооруженных банд. Работали в тесной связке с военными. В Кабуле и окрестностях он и сейчас сориентируется без карт и фотографий – кварталы у горы Асамаи, выше - дворец Амина, еще выше - штаб 40-й армии.
За два года здесь не только в боевые столкновения попадали, но и в землетрясения, и даже сель. Зловонный поток грязной воды с огромными булыжниками сносил мазанки на окраинах Кабула. Вячеслав с товарищами еле успел выпрыгнуть из БТР.
Командировка закончилась в декабре 1984 года. Служба старшего лейтенанта милиции Яковлева была отмечена медалью МВД СССР «За ратную доблесть» и другими наградами. Их группа возвращалась в Союз в полном составе. Под занавес попали на концерт Виктора Вуячича, известного в то время белорусского певца. Летели на Родину вместе с его артистами.
- Когда приехал домой, первое время спать не мог. В Афгане обстрелы были постоянно, всю ночь небо расчерчено трассерами. Привык: если стреляют – все хорошо, спишь спокойно. А здесь машины только в 6 часов утра начинали ходить. Тишина. Ждешь беды, - поделился Вячеслав Яковлев.
15 февраля, в День воина-интернационалиста, Вячеслав Владимирович старается попасть на митинг у памятника «Журавли» в Калуге. В 2009 году вступил в Калужское отделение общественной организации «Боевое братство». Более десяти лет являлся заместителем председателя областного совета ветеранов ОВД и внутренних войск, два созыва – членом Российского совета этой ветеранской организации.
Фото из личного архива Вячеслава Яковлева и из открытых источников.