Они всегда на «передке»
21 января в России отмечается День инженерных войск. В этот день в 1701 году указом императора Петра Великого была создана школа Пушкарского приказа. О своей службе в этих специальных войсках нам рассказал коренной калужанин, подполковник Александр Давыдов.
ДОСЬЕ
По окончании школы №6 Александр Давыдов поступил в Калининградское высшее инженерное командное училище им. А.А. Жданова. С той поры до 1998 года служил в Советской, потом в Российской армии. Награжден орденом Красной Звезды и еще 11-ю правительственными наградами.
Легко в ученье
- Когда я рос, были живы многие воины Великой Отечественной, в том числе трое братьев матери: Павел, Тихон, Василий. Та жестокая война с фашизмом была не далекой историей – рядом.
Прямо скажу – я рос в простой рабочей семье, учился хорошо, но, кем стану, особенно не задумывался. И тут в нашу школу пришел выпускник, курсант военно-инженерного училища. Рассказывал он увлекательно, форма сидела как влитая. Мне больше всего привлекло название – «военно-инженерное». Решил, что после окончания буду конструировать какие-нибудь особо секретные приборы. Да и офицерская служба в те годы была престижной и высокооплачиваемой.
В военкомате дали направление; поступил я сразу, легко – с математикой, физикой проблем не было. Но «инженеры» оказались не совсем инженерами. Главными направлениями подготовки в нашем училище были два: форсирование водных преград, переправка через них тяжелой военной техники и саперное дело. То есть сборка и разборка любых взрывных устройств, минирование, разминирование, прокладывание троп в минных полях перед наступлением – много чего.
Учиться нравилось! Я вообще учебу в Калининграде вспоминаю как лучшее время своей жизни. В училище сложилась по-настоящему товарищеская обстановка - все друг за друга. Девушки? Каждую субботу и воскресенье у нас в училище были танцы – такова старая Петербургская традиция. Самые красавицы к нам приходили, студентки вузов. В увольнениях с ними встречались, да, чего уж теперь – и в «самоволках» тоже. Балтийское море в Светлогорске - купайся сколько хочешь, древние капониры Кёнигсберга, музей янтаря, Кант – все это влияло на наше становление. Молодость, вся жизнь впереди, и мы живем в лучшей в мире стране – в СССР!
Служба в Германии
Группа советских войск а Германии, 1975 г., рядом с гусеничным самоходным паромом.
- Окончил училище хорошо и был направлен в Группу советских войск в Германии, в Магдебург. Основная военная специальность – форсирование водных преград. Самая большая сложность – навести переправу под огнем противника за короткое время. Тогда были паромы из двух плавающих машин, гусеничные самоходные паромы (ГСП), на которых переправлялись танки или тяжелая техника. Нужно было научить этому солдат-срочников. Научить быстро и качественно. И общая для всех инженерных войск специальность – саперное дело. Призывники учились взрывному делу, постановке и снятию инженерных заграждений на поле боя (спираль Бруно), разминированию всех видов объектов и многому другому. Мы там занимались исключительно боевой подготовкой. Форсировали Эльбу в разное время года: в ходе плановых занятий и учений всей группы войск. ГСВГ – это была армада мощи: разворачивались в ходе общевойсковых учений советские воинские части, целые армии – танки, сухопутные войска – все это производило впечатление.
Условия жизни в Германии тогда для нас, советских офицеров, были хорошие. Да и группа войск считалась одной из наиболее боеспособных, элитарных. В Германии я женился, там родились дети – Наташа и Александр.
В СССР вернулся в 1980-м и продолжал службу в Горьком (ныне Нижний Новгород - П.К.). Вот в Нижнем была обычная рутинная служба. Занимался с новобранцами в основном саперным делом. Когда я получил назначение в Афганистан, то был к этому подготовлен всей своей предыдущей службой - знал, что никогда не подведу.
Афганистан
Афганистан, Кандагар, 1985, командир саперной роты
- В сентябре 1984 прибыл в Кабул в Штаб Армии. Через месяц получил назначение в Кандагар: командиром саперной роты. У нас саперная рота была 110 человек, три чисто саперных взвода, автомобильный и взвод полевого водоснабжения.
По правде – не хочу и не люблю войну вспоминать, но и забыть нельзя. Это была тяжелая, жестокая работа. Служили тогда по призыву: одни уходили, другие приходили – обучение в прямом смысле под огнем «духов». Главное качество сапера – быть выдержанным, уметь думать, ни в коем случае не лихачить. И еще – нужно, чтобы везло! Да, потери были: за два года 24 парня рядовых и сержантов и трое офицеров. Сапер всегда «на передке», как теперь говорят. Гибли по разным причинам: под выстрелами из засад, в ходе стрелковых боев, били по нам и снайперы во время разминирования, случались и подрывы. «Духов» американские инструкторы готовили хорошо: минировали они непросто, с «ловушками».
Когда я отправлялся на войну, бабушка Маша дала мне молитву-оберег «Живый в помощи Вышнего…». Я аккуратно положил написанное ее рукой в конвертик и всю войну молитва со мной была. Да она и сейчас со мной. Бог меня хранил. Иначе – как?..
Однажды нагрузили целый БТР обезвреженными боеприпасами с душманских складов. Машина полностью была забита взрывчаткой. Нас двое – я и механик-водитель. Когда вывозили боеприпасы с района боевых действий, нарвались на ранее не обнаруженную мину на дороге. Железное правило Афгана: внутри брони не сидеть! Мы оба были на передних креслах, люки открыты. Взрыв – и нас просто вышвырнуло метров на 15, БТР с дугу согнуло, но боеприпасы, что в нем были каким-то чудом не сдетонировали! Контузия, госпиталь, потом – снова в строй.
Был и другой случай. Пришлось уничтожать пришедшие в негодность из-за погоды три ракеты от «Урагана». Мы их погрузили в машину кузовную, вывезли за дальнюю сопку, разгрузили, связали подрывную цепь, заложили заряд, вернулись на БТРе с другой стороны. Заряд сработал, рвануло, но как-то вяло, мне показалось. Мы должны были поехать осмотреть место взрыва, но я остановил всех: «Давай покурим». Прошло минут десять, только собирались ехать за сопку – вот тут рвануло по-настоящему, все три ракеты! По сути, опять спаслись чудом.
Снова в Калуге
- После Афгана мне предложили продолжить службу на родине, в Калуге, в системе военкоматов. То, что меня представили к ордену «Красной звезды», я знал, но получил его уже здесь, в 1987 году, как и другие награды. Начинал на Суворова в Октябрьском военкомате, потом в областном, потом в Московском на Пухова. Закончил службу в звании подполковника в 1998 году.
Признаться, с началом перестройки и все 90-е отношение к армии, к офицерам вызывало досаду и горечь. Сейчас – совсем другое дело! Армия снова ощутила себя частью единого народа! Так было, есть и будет!
Записал Пётр КАТЕРИНИЧЕВ.
Фото из архива Александра Давыдова.