3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Что главное можно сказать о крещенском Сочельнике и самом Крещении

16.01.2023
Не смотря на то, что зимние православные праздники Крещение и Рождество Христово похожи и по характеру богослужения, и своему символическому значению, внутреннее их содержание значительно различается. Ещё больше различаются внешние традиции их проведения, о чём не лишним будет вспомнить.

На Рождество мы славим Младенца Христа и приносим Ему дары - как волхвы и пастыри отдаём Ему чистые сердца, радость, веру, милосердие. После Крещения во Иордане Господь уже Сам подаёт милости верующим в Него – в библейские времена чудесами и исцелениями, а в современности на Крещение даёт нам великую святыню – крещенскую воду, «святую Агиасму». Она, по словам церковных песнопений, даёт исцеление душевное и телесное, очищает от страстей, ей освящаются жилища, а также она является надёжной защитой от демонской силы.

Почему христиане имеют такое трепетное отношение к крещенской воде?

В момент её освящения священник произносит слова: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию». То есть при видимом участии духовенства, вода невидимо освящается самим Богом.

Вообще к воде и в Новом, и Ветхом завете испытывается бережное, даже благоговейное отношение, поскольку через нее Бог сотворил много знамений и чудес. Достаточно вспомнить, как мир был очищен водным потопом от всемирного греха во времена Ноя, как повелевая водой, пророк Моисей спас богоизбранный народ при бегстве и Египта. Чудеса происходили, когда пророки по повелению Божьему иссекали воду из камня, а также при засухах или дождливых временах, как это было при пророке Илии, когда, после молитв к Творцу неба и земли, начинались дожди или прекращались наводнения.

Поэтому и сегодня, совершая освящение крещенской воды, священник просит Самого Бога как и в прежние времена освятить воду для пользы человека.

Как можно пользоваться крещенской водой?

Вода эта дана человеку, прежде всего для духовной пользы, для благословения его самого и окружающей его среды.

Существуют поверья, что в зависимости от времени освящения воды, определяется её предназначение (имеется в виду «вода для скота», «вода освящения жилищ», вода для питья» и отдельно полночное купание). В сочельник – время подготовки к празднику, особого поста, покаяния, молитвы крещенскую воду больше использовали для окропления жилища, хозяйства, рабочего места. Когда мирские занятия были уже оставлены, подготовка закончена, народ ходил на святые источники, проруби, реки, где по примеру освящения вод Иордана также освящали воду. В сам день праздника после совершения Божественной литургии вновь совершается чин Великого освящения.

Чин освящения воды и в сочельник, и в полночь – «хождение на Иордан», и в сам день Крещения утром одинаковый, поэтому и вода одинаковая. Это как рецепт пирога. В какое время его не пеките по одному рецепту, он будет одинаков по вкусу, цвету и запаху. Поэтому не важно, в какое время вы набрали воду, пользоваться ей можно одинаково в течение всего года, до следующего дня праздника.

В настоящее время, при сложности приходить в храм на Крещение несколько раз, для многих верующих обычным стало брать освящённую воду тогда, когда удобно.

То есть, воду можно набирать с утра 18 января (Сочельник) и до конца дня 19 января (сам день праздника Крещение). Также для тех, кто в эти дни не смог попасть на службу, в храмах оставляют некоторый запас освящённой воды, чтобы все желающие могли взять крещенскую святыню себе домой. Иногда бывает такое, что вода теряет свои вкусовые качества из-за неправильного хранения, в таком случае её нужно вылить в водоём или под куст, где это место не будет осквернено. Не позволительно святую воду выливать в канализацию.

Отдельно стоит сказать про купания в прорубях на Крещение. К расстройству для любителей экстремальных развлечений надо отметить, что это не церковная традиция, а народная. Да, священники с древних времён освящали воду на реках и источниках, но не для купания, а в воспоминание крещения Иисуса Христа на реке Иордане. Иногда в эти дни совершали крещение верующих с погружением их в воду. Отсюда, наверное, и пошло убеждение, что на Крещение нужно «купаться» для прощения грехов.

Простым купанием нельзя очиститься от страстей и недостатков, которые сознательно присутствуют в человеке, если к этому не присоединять покаяние, веру и молитву. Тем более это нельзя делать в качестве развлечения, «на спор» и уж, упаси Господи, в нетрезвом виде! В таком случае это будет не только грехом осквернения святыни, головной болью для спасателей, но и опасно для жизни.

Церковь не запрещает купание, но предостерегает от опасных последствий тех, кто не готов к этому или заменяет купанием богослужение и другие церковные традиции в этот день.