Рождественское послание высокопреосвященнейшего Климента, Митрополита Калужского и Боровского
Ты Царю́ сла́вы, Христе́, Ты Отца́ присносу́щный Сын еси́;
Ты ко избавле́нию прие́мля челове́ка, не возгнуша́лся еси́ Деви́ческаго чре́ва;
Ты одоле́в сме́рти жа́ло, отве́рзл еси́ ве́рующим Ца́рство Небе́сное;
(Гимн святителя Амвросия Медиоланского)
Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В эту святую ночь мы торжествуем величайшее чудо, которое апостол и евангелист Иоанн Богослов описал всего тремя словами: «Слово стало плотию» (Ин. 1:14). В тайну Воплощения Христа Бога не смеют проникнуть бесплотные ангелы. Нам же она приоткрыта Единородным Сыном Божиим, Который Своим вочеловечением усыновил нас Отцу Небесному. Спаситель даровал нам родство по естеству, чтобы мы стали родственны Ему в Духе и наследовали Его Царство. Молодая и питающая всех живоносная «отрасль от корня Иессеева» (Ис. 11:1) — Богомладенец Христос явился в мир, чтобы коснеющее в грехе человечество научить послушанию Творцу, оживотворить Святыми Тайнами и поставить очистившихся от скверны порока одесную Бога.
Родившийся от Приснодевы Сын Человеческий осуществил домостроительство нашего спасения. Исполняя волю Бога Отца, Он «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Более 30 лет Иисус из Назарета жил в семье плотника в послушании святым Марии и Иосифу, исполнив заповедь о почитании родителей. Первое чудо при заключении брака в Кане Галилейской Он совершил по слову Своей Пречистой Матери (Ин. 2:1—11). О Богородице Господь заботился как любящий сын даже на Кресте, вверив попечение о Ней апостолу Иоанну Богослову (см. Ин. 19: 26—27).
Этот любимый ученик Христов — пример христианского послушания, потому преподобный Иоанн (Лествичник) приравнивает евангелистам всех, кто живет по послушанию. Указывая на разные дарования апостолов, поспешивших к Гробу воскресшего Христа (см. Ин. 20:3—4), преподобный игумен Горы Синайской пишет: «Некогда Иоанн опередил Петра, а здесь послушание положено прежде покаяния; ибо предваривший ученик представлял образ послушания, а другой — покаяния» (Лествица. Слово 4).
В христианском подвиге послушание опережает покаяние неслучайно. Как добровольный отказ от самости послушание искореняет самоугодие, которое, по мысли святителя Феофана Затворника, первым разлучает человека с Богом. Покаянием врачуются симптомы болезни, а послушанием — ее причина. Аскетическая традиция послушания процвела во многих православных монастырях, дав дивный плод святости и преемственности подвига — благодатное старчество. Ведь послушание ради Бога побеждает любое человеческое суемудрие и дает смертному человеку «ум Христов» (1 Кор. 2:16), открывает законы Правды Божией и особенности пути каждого человека к подлинно христианской жизни.
Послушание воле Божией не только в решающие моменты, но и в самых обыденных вещах и обстоятельствах делает человека способным принять дары Боговоплощения и восстановить утраченное в Адаме единство с Творцом. Понятно, почему в наши дни особенно яростным нападкам подвергается институт традиционной семьи. Человеку, усвоившему начатки послушания в детском возрасте, легче войти в послушание Христово во взрослой жизни и стать плодоносной ветвью лозы Господней (см. Ин. 15:5). Лучшее выражение родительской любви и заботы — это вовсе не дорогие подарки и даже не престижное образование, открывающее карьерные перспективы, а навык послушания учению Христа и Его Церкви, привитый личным примером отца и матери. Господь обещает всем, живущим в послушании евангельской истине: «Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам» (Ин. 15:7).
И наоборот, безотрадно будущее общества, отвергающего установления Божии: закон послушания детей родителям и семью как союз мужчины и женщины. Похулил родителей, оболгал наследие отцов — жди беды. По заповеди, «злословящий отца или мать смертью да у́мрет» (Мф. 15:4). В последние годы грех Хама, возведенный в ранг базового принципа общественной жизни, лишает благоразумия некогда христианский Запад, а теперь и примкнувшие к нему восточноевропейские страны. Христос же сказал всем делателям беззакония: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15:13), и «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10). В последнем огне (см. 2 Пет. 3:7) будет окончательно истреблено само «жало ...смерти — грех» (1 Кор. 15:56), и все творение обновится, как обновилось в рождении Христа Бога человеческое естество.
С духовной радостью встречая пришествие в наш мир Спасителя, от всего сердца поздравляю вас с праздником! Родившийся ныне Сын Человеческий в послушание Богу Отцу да даст нам утвердиться в этой великой добродетели! Будем нести благое иго Христово — послушание Его «глаголам вечной жизни» (Ин. 6:68), чтобы в день Судный явиться послушными детьми Отца Небесного. Постараемся провести предстоящие праздничные дни так, чтобы нашей жизнью прославлялся Господь.
Христос рождается, славите!