А правда – печальна
Спектакль «Вечер», поставленный режиссером театра Александром Баранниковым по пьесе белорусского драматурга Алексея Дударева, смотреть без слез невозможно. Он погружает зрителей в такую атмосферу, что невольно обращает к своим думам. Кто-то так же обделен вниманием детей и близких, у кого-то неспокойно на сердце – а так ли жизнь прожил, кого-то мучают болячки. Надо сказать, вечер жизни – пора не радостная.
Брошенные
Три старика, оставшиеся одни в деревне, забытые детьми, доживают свою жизнь. По их воспоминаниям мы можем судить, какая она была у них. И вот сейчас — вечер жизни. Заслужили ли они, чтобы он был холодным и одиноким?
Но жизнь продолжается даже в пустой деревне, старики ссорятся и мирятся, находят маленькие радости, шутят, тоскуют, помогают друг другу. Они ведь живые люди со своими характерами и привычками.
Искренне и пронзительно сыграли роли известные актеры старшего поколения: Надежда Бурнашова, Александр Глухов, заслуженный артист России Сергей Корнюшин. Кажется даже, что они вовсе не играют, а приоткрывают зрителю правду своей жизни. А в ней всякое бывало, тяготы войны познали, но Василь и Ганна – оптимисты, верят в Господа и благодарят за каждый прожитый день, надеются на лучшее, работают по силам и не ропщут. А у Микиты всегда стакан наполовину пуст, все ему не так: и жизнь без любви прошла, и подличал, и предавал. Может, оттого и мысли все время недобрые: умирать боязно. Но, кажется, раскаяние его, пусть и позднее, сняло тяжесть с души. И вот уже перед вечером жизни они равны: и правые, и виноватые.
Вечная проблема
Постановка, долго готовившаяся, потому что репетиции прерывались из-за частой болезни пожилых актеров, имела ошеломительный успех у зрителей. И вы ошибаетесь, если думаете, что смотреть ее пришли только люди в возрасте, молодых было немало. Да, и среди молодежи сегодня есть такие, которым нужны не только развлечения, которые воспринимают театр как совесть, обнажающую проблемы общества.
Казалось бы, сюжет, присущий 70-80-м, именно в то время наблюдался огромный отток населения, и прежде всего молодых, из деревень без удобств в более комфортные для жизни города, не может быть актуальным сегодня. Полвека минуло. А гляньте вокруг: и в калужской глубинке есть деревни, где доживают свою жизнь Ганны, Васили и Микиты. Дети либо сгинули без следа, либо в лучшем случае раз в год пришлют письмецо. В спектакли показано, что старики еще могут купить себе молока и хлеба. А в реальной жизни, даже в Подмосковье можно сыскать забытые деревеньки, где ни магазинчика завалящего, ни торговой палатки, и автолавка нос не кажет. Да и это-то еще не беда, старики себя прокормят, работать-то умеют. Но вот что дети забыли - эта несправедливость лежит на сердце тяжким грузом. И с годами только сильнее давит. Чем заслужили? И растили, и одевали, последнее в голодные годы отдавали – все им - кровиночкам.
И эту проблему, увы, не решить, даже если в деревне создать рай. «Неудачный» - так называет Ганна своего младшего, мыкающегося по тюрьмам. Может, разве на похороны кто приедет в забытую деревню? Вечер жизни обнажает суть – только любовь, только тепло близких имеют смысл и так необходимы, когда вот-вот наступит ночь, а не выигранные «Жигули» и накопления. В самый нерв попал белорусский драматург своей пьесой. «Гнилыми зубами орех не разгрызешь», - с прозрением говорит Микита. И это понимание, этот нравственный выбор вне времени и национальности.
КСТАТИ
В Белоруссии дударевский «Вечер» включен в школьную программу. Пьеса не сходит с театральных афиш и в России. И сегодня трудно представить, что автор написал ее в 32 года, будучи молодым и еще не сильно известным драматургом..
Едины
Нельзя не отметить, что режиссер спектакля и актеры сработали как единый механизм, хорошо настроенный музыкальный инструмент, где ни нотки фальши, ни слова всуе. Каждое движение выверено самой жизнью, опытом житейским, но и, конечно, мастерством. Вдруг стало понятно, что роли Ганны, Микиты, и Василя – это самые главные роли Надежды Бурнашовой, Александра Глухова и Сергея Корнюшина. Все, что они играли до этого, безусловно, талантливо, но все же было подготовкой к этому главному действу. И то же можно сказать об Александре Баранникове, который, кажется, еще больше поседел, пока жил пьесой, только настоящий мастер может впитать житейскую историю со стариками всей своей душой и выплеснуть на подмостки с кровью и болью.
- У самого комок в горле. Чем близка эта тема? Жизнь прожита. Вечер. Ведь не мы выбираем пьесы, они нас. Я начал репетировать с не занятыми в других постановках актерами. И началось - ковид, воспаление легких... Месяцы простоя. Актер, играющий Микиту, – тяжело болен, проходит серьезное лечение, но продолжал работать и репетировать. Я верил, что Господь управит как надо: когда мы прошли через все мытарства и препятствия, состоялась эта премьера, все сложилось. Это наше маленькое чудо.