27 декабря, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

«Наше дело – отправить на орбиту»

18.11.2022

Эдуард Константинович Рогов живет в Калуге. Почти три десятилетия он служил ракетчиком на Байконуре, а в 1988 г. вышел в запас в звании полковника. Участвовал в испытаниях и отправлял в полет космические аппараты «Луна», «Венера», «Марс», многочисленные спутники, а также долговременные орбитальные станции «Салют», на которых работали космонавты.


Обычная работа

Это было более полувека назад. Первый в мире дистанционно управляемый аппарат «Луноход-1» прилунился 17 ноября 1970 г. Весь мир внимательно следил за путешествующим по Луне автоматом, которым управляли с Земли советские ученые. Многие люди, даже никогда не интересовавшиеся астрономией, на всю жизнь запомнили новую для себя информацию – на Луне существует Море Дождей! В кратер с таким названием опустился самоходный аппарат, чтобы заняться исследованиями поверхности.

А что в тот момент происходило на космодроме? Наверное, было всеобщее ликование?

Полковник Рогов удивился, отвечая на этот вопрос:

– Какое ликование? На Байконуре это обычная работа. Я тогда был майором, на должности инженера-испытателя в группе телеметрии. По лунной программе выполнял свою задачу – работал сначала на испытаниях ракеты «Протон», всех систем и аппаратов, включая луноход, затем на запуске. Телеметристы получают и анализируют сигналы – сработала одна система, сработала другая… То есть наш коллектив участвовал в отслеживании состояния всех объектов. И все наши объекты сработали нормально, не было ни одного нарушения.

После старта у «Протона» отработали все три ступени, и уже на околоземной орбите произошло отделение головного блока, которому предстояло доставить «Луноход-1» к Луне. Мы получили телеметрию: расстыковка прошла, объект на орбите Земли! Дальнейший полет вели другие специалисты, а наше дело – запустить аппарат на орбиту.

Только закончили с первым луноходом, а к нам уже прибыл следующий «Протон» для второго лунохода. Перед его полетом мы тоже проводили испытания всех систем и участвовали в запуске – «Луноход-2» прилунился 15 января 1973 года, скоро этому событию исполнится 50 лет!

Особая секретность

Понятно, что космодром для того и создавался, чтобы запускать ракеты и другие аппараты. Отладка, испытания, запуски являлись ежедневной работой, поэтому байконуровцев трудно было чем-то удивить. Но была еще одна причина, по которой даже значительные космические достижения не вызывали бурного обсуждения, – секретность. Эдуард Константинович вспоминает:

 – Дело, которым мы занимались, являлось важнейшей государственной тайной, поэтому секретная служба выполняла свою работу крайне ответственно. Можно сказать, «секретчики» никому не давали дышать, стараясь даже сверх меры. Один только Павел Попович (с ним мы нередко общались, когда он готовился к полету) всегда оставался жизнерадостным.

Так, однажды шла наземная тренировка, и информация по здоровью Павла Романовича случайно ушла в эфир. Ее могли поймать чужие – он был увешан датчиками давления, пульса, температуры и т.п. Начальника отдела строго наказали. А Попович посмеялся: «Ну и какую страшную тайну враги смогли узнать?»

Комбинезон испытателя

Гвардии полковник Эдуард Рогов, 1938 года рождения, является заслуженным испытателем космической техники, заслуженным испытателем Байконура, почетным радистом СССР, ветераном космических войск, имеет другие почетные звания. Награжден множеством медалей. В 1988 г. получил орден Красной Звезды.

В Калугу он привез с собой некоторые документы и предметы, напоминающие о работе на Байконуре. Теперь они, в частности, рабочая форма инженера-испытателя, подарены Музею истории космонавтики и стали его экспонатами.

11 лунных дней

На Луне «Луноход-1» действовал 11 лунных дней, по земному календарю – десять с половиной месяцев, по 14 сентября 1971 г., проехав за это время 10 540 метров. Кажется, немного, но для первой в мире машины, успешно работавшей на поверхности другого небесного тела, достаточно. Низкая скорость естественна, ведь поверхность нашего ночного светила сплошь изрыта кратерами от ударов метеоритов, кругом камни, провалы и прочие ловушки для транспорта. Кстати, этот лунный внедорожник был рассчитан на три месяца работы, то есть он трижды перекрыл свой ресурс!


КСТАТИ


«Луноход-1» начали разрабатывать в конце 50-х годов в НПО им. Лавочкина в Москве (Калужского филиала НПО тогда еще не было). В то время ученые еще не знали, какова прочность лунной поверхности, выдержит ли она тяжелую машину весом более полутоны. Версия о лунной пыли глубиной 10 метров тоже не исключалась. А надо было рассчитать мягкую посадку лунохода. После долгих обсуждений, как рассказывают в воспоминаниях разработчики, Сергей Королев приказал: «Считать Луну твердой».
Имена (в основном уменьшительные) членов экипажа первого планетохода, управлявших его движением с Земли, позже были присвоены кратерам, встреченным на трассе «Лунохода-1». Теперь на Луне есть кратеры Альберт, Боря, Вася, Валера, Витя, Гена, Игорь, Коля, Костя, Леонид, Николя, Слава. Их названия утвердил в 2012 г.  Международный астрономический союз.


Фото автора и из архива Эдуарда Рогова.