6 декабря, Суббота
г. Калуга, ул. Марата 10

Главное – выучка и товарищество

02.11.2022

На прошлой неделе бойцы армейского спецназа России отметили свой профессиональный праздник. 24 октября 1950 года министр Вооруженных сил СССР маршал Советского Союза Александр Василевский подписал директиву с грифом «секретно» о создании подразделений специального назначения (глубинная разведка, или разведка специального назначения) для действий в глубоком тылу вероятного противника. О том, как готовят спецназовцев и какие задачи перед ними стоят, нам рассказал Максим ГЛЕБОВ, проходивший срочную службу в 45-м полку специального назначения ВДВ в подмосковной Кубинке.


В любое время, при любой погоде


- Максим, твое стремление служить в ВДВ, да еще в спецназе, было осознанным? 

- Да. Я до призыва занимался боксом, рукопашным боем, тяжелой атлетикой. Хотелось укрепить и физическую подготовку, и волевые качества. В 2007 году меня призвали и распределили в спецназ ВДВ. 

- Боевая единица в спецназе ВДВ – это... 

- Рота. Она состояла из трех групп. Каждая группа включала снайпера, пулеметчика, гранатометчика, связиста, медика, командира, всего 13 человек. Ротой руководил офицер, группой – сержант. Естественно, в каждой группе все отлично владели автоматом Калашникова, у каждого было дополнительное оружие - пистолет. 

Тяжело в учении 


- Чему вас обучали?

- Если из простого – то, конечно, стрельбе из автомата, из пулемета Калашникова и гранатометов, СВД (снайперская винтовка Драгунова. – П.К.), из всех отечественных пистолетов. Из зарубежного оружия – американский автоматический карабин М-4. 

- Хороший автомат? 

- Да. Но с нашим Калашниковым не сравнить, особенно в полевых условиях! 

Стреляли часто внезапно и ночью: тревога - бегом на стрельбище. Наш майор так говорил: днем любой дурак стрелять научится, а ты после кросса и ночью научись! 

- Чему еще учили? 

- Естественно, прыжкам с самолетов с парашютом, с вертолетов, при разной погоде и видимости, в разное время года, с разных высот. Прыжкам с последующим выполнением поставленной задачи. Были горная подготовка, штурм и оборона зданий и сооружений, проникновение в здания и скрытный уход, захват укрепленных объектов – обнаружение, заход, уничтожение, выход (здесь работали с группами из соседней роты – они «противник»). Умение быстро и скрытно передвигаться в лесу – в любое время года и суток, форсирование водных преград. Да много чего! 

- Маскировка? 

- Конечно. Скажем, нашей группе в любое время года нужно было так замаскироваться, чтобы две другие группы нас не нашли. Как правило, у нашей группы получалось. 

- Рукопашный бой? 

- Обязателен. Как армейский рукопашный бой, так и боевое самбо: разведчики должны уметь быстро и скрытно обезвредить группу противника, взять «языка». 

- Что было самым трудным? 

- Ночные прыжки зимой, кроссы зимой по пересеченной местности и любая тактико-специальная подготовка. 

- А что такое «тактико-специальная подготовка»?

- Прежде всего это десантирование и выполнение поставленной боевой задачи. Мы десантировались ротой. Как только нас выбрасывали на поиски условного противника, мы делились на три группы, но поддерживали между собой связь.

Кто кого?


- Кто был ваш противник? 

- Такая же хорошо подготовленная рота разведки спецназа ВДВ из другого подразделения.

Скажем, десантировались мы в Рязанскую область. Задача – обнаружить и уничтожить противника, офицера взять в плен. Игра шла на равных. И побеждали те, у кого лучше боевая выучка и товарищество.  

- И кто выиграл в тот раз? 

- Мы первыми обнаружили противника. Наша группа залегла скрытно в лесу, замаскировалась. Две другие должны были погнать их на нас. Мы – засада. Так и вышло. Взяли всех в плен или условно уничтожили. 

- Как определяют, кто кого? 

- У нас были учебные патроны, дымовые шашки, посредники на учениях. 

- Что запомнилось из «лесных» заданий? 

- Однажды нас забросили в Брянскую область. Самое начало весны: мокрый снег по пояс, вода ледяная. Условного противника мы обнаружили и «уничтожили» в течение шести часов. А потом… заблудились! 

- Как это? 

- Брянские леса и сейчас глушь. Там даже телеграфных проводов нет. А у нас разом отказали рация, GPS-навигаторы… Выбирались по старинке: компас, азимуты. Но проплутали изрядно. Промерзли, как мыши! 

- Возможно, отключение связи было намеренным? 

- Возможно. Но нам об этом никто не сказал. А мы не спрашивали. 

– Что еще запомнилось?

– Парад Победы 2008 года. Наша «коробка» из Кубинки замыкала парад, пройти должны были идеально! Готовились три месяца. Восемь репетиций ночами уже на Красной площади. Одна – генеральная, только что без самолетов. Ну и сам парад… Мурашки по коже, когда ощущаешь чувство единения со всеми бойцами, которые сто и больше лет назад маршировали здесь! 

Девиз – прежний


- Вернулись после службы в Калугу? 

- Да. Доучился на механика, но работаю уже много лет в охране – персон и объектов, часто не в Калуге. 

- Нравится? 

- Да. И зарплата хорошая. И вокруг парни, всегда поддерживающие спортивную форму, никто не выпивает, не курит. По-другому на такой работе нельзя. 

- А девиз? 

- Прежний: «Служу России и спецназу»! 

Фото с сайта 45-го полка спецназа ВДВ.