Как земле Калужской туристами прирасти?
02.11.2022
Значимым инструментом в достижении этой цели должна стать Стратегия развития туризма и индустрии гостеприимства в Калужской области на период до 2030 года. Она призвана усилить конкурентоспособность региональной экономики. Важный документ был принят 31 октября на заседании регионального правительства.
Значимым инструментом в достижении этой цели должна стать Стратегия развития туризма и индустрии гостеприимства в Калужской области на период до 2030 года. Она призвана усилить конкурентоспособность региональной экономики. Важный документ был принят 31 октября на заседании регионального правительства.
Лучший опыт в общую копилку
Стратегия поможет совершенствовать управление в сфере туризма нашего региона. В приоритете – пространственное развитие и развитие туриндустрии, развитие системы продвижения и повышения узнаваемости туристских ресурсов и брендов.
Информационной базой для разработки документа стал комплексный анализ развития сферы туризма и гостеприимства региона за последние 10 лет. В ходе его подготовки прошло несколько стратегических сессий, в обсуждениях приняло участие 60 экспертов, в том числе представители бизнеса. В Стратегии учтено более 70 их предложений.
- Туризм - важнейшая отрасль нашей экономики. И то, что бизнес принял непосредственное участие в обсуждении этой стратегии, говорит о том, что есть небезосновательные надежды на успех этого направления, - подчеркнул губернатор Владислав Шапша.
Принятию Стратегии предшествовало заседание областного координационного совета по развитию туризма под председательством губернатора.
Глава региона наметил основные, на его взгляд, региональные приоритеты. Упор планируется делать на патриотический туризм (посещение Музея Г.К. Жукова, мемориального комплекса в деревне Стрелковка на родине Маршала Победы и мест боевой славы). Еще одним важным направлением станет создание и благоустройство туристских троп различной тематики. Ожидается, что средства на их разработку и маркировку будут заложены в областном и муниципальных бюджетах. Также на совете подчеркнули важность развития событийного туризма. Например, разовые акции, как «Калуга – новогодняя столица России», или уже ставшие традиционными, как празднование Масленицы в арт-парке «Никола-Ленивец».
В рамках заседания была рассмотрена работа Ассоциации «Туристско-рекреационный кластер Калужской области» и Ассоциации сельского и агротуризма Калужской области. Их опыт получил положительные оценки членов совета.
По оценке экспертов, туризм нашей области на фоне других российских регионов оказался одним из самых доступных. Это хорошие возможности для индустрии гостеприимства.
31 октября стратегия была принята. У министра культуры и туризма региона Павла Суслова появился заместитель, возглавляющий управление развития туризма, Полина Коченкова. Она имеет практический опыт в этой сфере.
По словам Полины Михайловны, с принятием Стратегии туризма начнется новый этап развития отрасли в регионе. Теперь ее сотрудникам предстоит к февралю создать «дорожную карту», которая позволит распределить цели и задачи. Реализация пройдет в три этапа: 2023 – 2024 годы, 2025 – 2026 годы и 2027 - 2030 годы.
Финансирование проектов по-новому
Еще одной реалией нашего времени является новый подход к получению финансирования на реализацию проектов в ряде сфер, в том числе туристической. Этот тезис повторили и на заседании отраслевого круглого стола Ассоциации ТРЕК, который прошел 25 октября.
Предпринимателей и представителей среднего и крупного бизнеса приглашают принимать участие в конкурсах по грантовой поддержке проектов. Например, сейчас в нашей области ведется отбор заявок на конкурс Фонда культурных инициатив, конкурс Фонда президентских грантов и отдельный отраслевой конкурс, инициированный Ростуризмом еще до объявления о реформировании агентства. Важность подобных проектов заключается в открытости – предложить свои идеи можно через интернет, заполнив специальные формы и приложив требуемую документацию о проекте.
Победителей по четким критериям выбирают эксперты, но даже если проект не выиграет, он может попасть на карандаш и быть реализован позднее уже в рамках региональной инициативы или на принципах государственно-частного партнерства.
Именно поэтому представители регионального управления туризма и просят представителей отрасли использовать возможности, предоставляемые федеральными властями, для получения финансирования и дальнейшей реализации туристических проектов на Калужской земле.
Отправиться на пару недель заслуженного отдыха на море, желательно заграничное, – издавна приятная отдушина для многих. Калужан не удивишь берегом турецким, как, впрочем, и индийским, тайским или египетским… Однако новые реалии касаются и того, как теперь проводить отпуск.
Ввиду закрытия многих европейских стран для простого туриста, а также ограничений на транзитные авиаперелеты туристический рынок поменялся. Сдвиг произошел еще в «ковидные» годы, когда трансграничные поездки стали невозможны и россиянам волей-неволей пришлось открывать для себя родные просторы. Теперь в тренде – внутрироссийский туризм!
На территории Калужской области действуют более двухсот объектов размещения — от пятизвездочных отелей, гостиниц и хостелов до баз отдыха и гостевых домов. В регионе 315 предприятий общественного питания, 506 транспортных компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, 17 туроператоров и 121 туристическая фирма, а также более 1800 объектов, вовлеченных в туристско-рекреационный оборот для обслуживания туристского потока.
Самыми популярными объектами области являются: мужской монастырь в Оптиной пустыни в Козельске, арт-парк «Никола-Ленивец» в Дзержинском районе, Музей истории космонавтики в Калуге, национальный парк «Угра», парк-музей «Этномир», парк культуры и отдыха в Калуге, парк птиц «Воробьи» в Жуковском районе, сказочный дом «Вихляндия» в Козельске, Свято-Пафнутьевский Боровский монастырь, Каменный мост в Калуге, Свято-Троицкий кафедральный собор в Калуге, Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь в Малоярославце, Дом-музей К.Э. Циолковского в Калуге, горнолыжный комплекс «Квань» в Калуге, Музей трех цариц в Мещовске.
19 локальных брендов области входит в перечень культурных брендов России. Это Боровск, Обнинск, Таруса, Боровский Свято-Пафнутьев монастырь, Гостиный Двор Калуги, Оптина пустынь, природный объект река Угра, события в арт-парке «Никола-Ленивец», памятные даты Великого стояния на реке Угре и Малоярославецкое сражение.
Согласно оценкам Росстата, доля туризма составляет 2,6 % в валовом региональном продукте Калужской области, что составляет 15 410 миллионов рублей. В последнее десятилетие туристский поток в регион увеличивался со средним темпом прироста 6-7 %. Потенциал роста туристского потока остается высоким».
Из «Стратегии развития туризма и индустрии гостеприимства в Калужской области на период до 2030 года».
Самыми популярными объектами области являются: мужской монастырь в Оптиной пустыни в Козельске, арт-парк «Никола-Ленивец» в Дзержинском районе, Музей истории космонавтики в Калуге, национальный парк «Угра», парк-музей «Этномир», парк культуры и отдыха в Калуге, парк птиц «Воробьи» в Жуковском районе, сказочный дом «Вихляндия» в Козельске, Свято-Пафнутьевский Боровский монастырь, Каменный мост в Калуге, Свято-Троицкий кафедральный собор в Калуге, Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь в Малоярославце, Дом-музей К.Э. Циолковского в Калуге, горнолыжный комплекс «Квань» в Калуге, Музей трех цариц в Мещовске.
19 локальных брендов области входит в перечень культурных брендов России. Это Боровск, Обнинск, Таруса, Боровский Свято-Пафнутьев монастырь, Гостиный Двор Калуги, Оптина пустынь, природный объект река Угра, события в арт-парке «Никола-Ленивец», памятные даты Великого стояния на реке Угре и Малоярославецкое сражение.
Согласно оценкам Росстата, доля туризма составляет 2,6 % в валовом региональном продукте Калужской области, что составляет 15 410 миллионов рублей. В последнее десятилетие туристский поток в регион увеличивался со средним темпом прироста 6-7 %. Потенциал роста туристского потока остается высоким».
Из «Стратегии развития туризма и индустрии гостеприимства в Калужской области на период до 2030 года».
Дмитрий ЧИТАЯ.
Фото группы ВК Калуга-экскурс.