27 сентября, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

«Есть управа и на матёрых»

20.10.2022

Наш сегодняшний собеседник на службе Отечеству с 1994 года по настоящее время, майор Росгвардии. За эти годы он не раз сталкивался с террористами в бою. Награжден медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За охрану общественного порядка», Жукова, Суворова.

Боевое крещение

– Отец был военнослужащим, поэтому детство мое прошло в военных городках по всему Союзу. Выпускной класс заканчивал в Калуге, там же, при школе, получил водительские права. На срочную меня призвали в 336-ю гвардейскую бригаду морской пехоты дважды Краснознаменного Балтийского флота.

Морская пехота – одно из самых боеспособных соединений Вооруженных сил страны. И уже через несколько месяцев после призыва нам предстояло это доказать. В январе 1995-го мы, 18-летние мальчишки, были уже в Чечне. 10-11-го зашли в Грозный, сменили наших десантников. Работали в городе мелкими группами. Я сразу стал водителем БТРа. Несколько раз мою машину подбивали, но благодаря командиру, Герою России Сергею Шейко, моим товарищам и старшим товарищам-афганцам, которые берегли нас, учили, мы остались живы и получили реальный боевой опыт. Низкий поклон им!
Однажды местом нашей временной дислокации стала площадь «Минутка». Ночью нас обстреляли – прорвались боевики. Я выдвинулся к месту прорыва, подавляя огнем «духов», забрал раненых. Вдруг новая атака, а тут еще машина моя провалилась в воронку, встала; все – мигом с брони. Я ползком добрался до второго нашего БТРа, мы с водителем вернулись, зацепили тросом мой, снова забрали всех раненых и – ходу! И по «духам» из всех стволов! Минометные обстрелы – каждую ночь… Война была жестокая.

Выдавили боевиков из Грозного и пошли на Аргун. Через пару месяцев нас вывели на переформирование, на базу в Балтийск. Кто-то погиб, кто-то в госпитале, те, что остались, часто метались ночью – сны тяжелые.

Нас вдруг спешно стали готовить к параду. И перед самым парадом меня перед строем генерал вызывает и вручает медаль «За отвагу». Не ожидал! Даже не знал, что меня представляли. И – парад в честь 50-летия Победы. Такого не забудешь! Потом в часть, обучать пополнение.
Дембель перед Новым годом, 21 декабря 1995-го. Домой вернулся – мама обняла, плакала, долго не отпускала.

Солдатская медаль

– Встал вопрос о работе, и я поступил в отряд спецназначения «Гром». Как только началась антитеррористическая операция в Чечне («вторая чеченская». – П.К.) – нас сразу в бой. Прямо с колес пошли по «зеленке» штурмовать высоту. Моя специальность военная с той поры – пулеметчик. Работал на РПК (ручной пулемет Калашникова – П.К.). Пулемет – важное, а порой решающее оружие стрелкового боя, тем более на короткой огневой дистанции. С пулеметчиком – автоматчик, чтобы прикрывал, а если нужно – отвлекал внимание, и гранатометчик, чтобы остановил БМП или любую легкобронированную машину противника. Пулемет с фланга – он прижимает врага, не дает высунуться. Снайпера я тогда прижал огнем и заставил уйти с занимаемой позиции, тем самым обеспечил проход основной штурмующей группе.

Мы захватили стратегически важную высоту и удерживали ее. Дождь лил сутками. Никогда я так не промерзал – руки белые. Но продержались, передали высоту сменщикам. За этот штурм – медаль Жукова. Солдатская, как ее называют.

Такая работа

– В 2001 году перешел в СОБР, тоже пулеметчиком. Сколько командировок – даже вспомнить не смогу: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария. И боевики другие стали – обученные, очень много наемников-профессионалов: арабы, негры. Основной задачей у нас была ликвидация незаконных вооруженных формирований, работали по наводкам наших оперативников. 15 января 2003 года в ходе реализации оперразыскных мероприятий была обнаружена большая группа террористов. Выдвинулись в Введенский район Чечни. У нас была специальная сводная группа: ФСБ, ВДВ, Внутренние войска. Шли ночью, скрытно, но нарвались на засаду. Начался бой – шквальный огонь в упор, за минуту мы потеряли четверых! Ночь, луна за тучами, холодно, скользко… Под прикрытием огня моего пулемета ребята вытаскивали раненых (кстати, один из них сейчас генерал Росгвардии). Эвакуировали раненых, контратаковали – боевики отошли, оставив убитых.

На самом деле в течение более чем десяти лет велась системная слаженная работа целого ряда силовых структур и ведомств. Безопасной работы там не было: чем дальше, тем более непримиримые боевики, на руках у каждого столько крови – в плен не сдавались. И наемники бились жестоко, что скрывать. Помню, с Сашей Нумовым выехали по информации, тихонько сходились к адресу. Бандиты схватили оружие, бой шел не меньше часа. Матерые враги. Но есть управа и на таких матерых – подготовленное и слаженное подразделение.

Большое спасибо боевым товарищам, всем сотрудникам спецподразделений, которые всегда находились рядом. У нас одна «группа крови», связанная этими командировками, – выросли в подразделениях на защите Родины! И матери с отцом поклон. Россия стояла, стоит и будет стоять твердо, не сомневайтесь!



 Беседовал Пётр Катериничев.
Фото из личного архива Алексея Стечкина.