27 сентября, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Шутинг в сторону!

13.10.2022

Скулшутинг - (от англ. school shooting -  «школьная стрельба») -  вооруженные нападения в учебных учреждениях, часто перерастающие в массовые убийства.За стремительным мельканием новостей многие уже и забыли об ижевской трагедии, произошедшей в конце сентября. А где-то там, в далеком Ижевске, сотни людей не могут смириться с тем, что родного человека уже не вернешь. 17 погибших, 11 из них - дети. Еще несколько семей живут в страхе и напряжении рядом с больничной койкой - 24 человека получили ранения. Случаи скулшутинга - школьной стрельбы - стали пугающе обыденными и в нашей стране. После каждой трагедии кого-то наказывают, грозят ужесточением законодательства, но все вновь повторяется. Есть ли такие меры, которые смогут если не стопроцентно защитить, то хотя бы минимизировать возможность подобных трагедий?

Скулшутинг - (от англ. school shooting - «школьная стрельба») - вооруженные нападения в учебных учреждениях, часто перерастающие в массовые убийства.

Как за каменной стеной?

«Что могут сделать эти пенсионеры?», «Что может сделать старушка вахтерша?», «Поставьте в школы нормальных охранников и росгвардейцев», - все эти советы интернет-пользователей кажутся разумными лишь тем, кто давно не заходил в школу. Родители многих школьников наверняка пытались в своем воображении спроецировать проникновение стрелка в ту школу, где учатся их дети. Вот вооруженный человек входит в двери, подходит к турникету, видит пост охраны…

 Каким бы Рэмбо ни был охранник, он не успеет: пуля будет быстрее. Если, конечно, на нем не надет бронежилет и он не сидит за пуленепробиваемым стеклом. Но такой роскоши ни в одной из калужских школ, мне кажется, не наблюдается.

 Максимум, что он сможет сделать, - нажать на тревожную кнопку. Ну а дальше… Надо ли объяснять, что турникет не станет непреодолимым препятствием для того, кто пришел убивать, будь то взрослый человек или подросток. Зато эти самые турникеты значительно уменьшают проходимость во время учебной эвакуации – это вам расскажут очень многие школьники. А значит, в случае пожара или того же нападения там непременно возникнет давка и значительная часть детей окажется в западне.

 Особенно показательна в этом случае трагедия в Казани, произошедшая в мае прошлого года. С точки зрения безопасности там очень многое было сделано и правильно, и вовремя. Женщина-сторож, увидев приближающегося стрелка, успела закрыть дверь на ключ и нажать тревожную кнопку. И не ее вина, что обычная стеклянная дверь не стала препятствием для убийцы и ей досталась первая пуля. Директор сразу же дал сигнал тревоги по школьному радио, но в каком-то кабинете радио не работало, кто-то просто не услышал, кто-то не понял, кто-то из учителей испугался и растерялся… А кто-то просто не очень понимал, как действовать, ведь в отличие от пожарной тревоги подобные учения в наших школах не проводятся.

 Как преградить возможному террористу вход в школу? Магнитные замки? Пуленепробиваемые стекла на дверях и на посту охраны? Бронежилеты для охранников? Наверняка есть у кого перенять подобный опыт. Есть люди, способные составить план и расписать комплекс необходимых мероприятий. И осуществлять их в рамках какой-то специальной программы: закупать любые материалы и спецоборудование для защиты детей в рамках тендеров по самой низкой цене вряд ли оправданно.

 Ну а если нет возможности выделить на это государственные средства, может быть, обратиться к спонсорам, например, к представителям банков, которых в любом городе сегодня достаточно? Ведь у них есть и пуленепробиваемые стекла, и соответствующая защита. Если не смогут помочь, пусть хотя бы проконсультируют. Пока что деньги у нас находятся под гораздо более надежной защитой, чем дети.

«У вас в школе есть возможность делать сообщения по внутреннему радио?» - «Есть. Только в нашем классе почти не слышно, учительница в коридор выходит, чтобы услышать». (Из разговора с ученицей одной из калужских школ.)

 Найти причину

Максимально ограничить посещение школы родителями и досматривать личные вещи – такие решения приняли в одной из калужских школ через день после трагедии в Ижевске.

Безусловно, и среди родителей могут быть неадекватные личности, а потому предусмотрительность в данном вопросе, конечно же, требуется. Но, как отметил в ходе недавней прямой линии министр образования и науки области Александр АНИКЕЕВ, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, а потому должны иметь доступ в школу. Чтобы понимать, какова атмосфера в классе, отношения между учениками. Чтобы вовремя заметить и почувствовать звоночки, которые сигнализируют о конфликте, травле, неблагополучии. Другое дело, что при этом должны существовать максимально продуманные меры безопасности, проработанная  пропускная система. Но это долго и сложно, поэтому первая и пока единственная реакция – «не пущать», которая может привести к печальным последствиям в будущем.

- Насколько я знаю, казанский и ижевский стрелки были психически нездоровыми людьми, - соглашается клинический психолог, председатель Благотворительного фонда «В помощь детям» Анастасия ДАВЫДОВА. – Но здесь следует задуматься о нескольких проблемах. Психологические заболевания не возникают внезапно. У ребенка с особенностями мышления странности проявляются и в поведении, и такой ребенок с большой вероятностью становится объектом буллинга. Ну а травля стабилизации психического здоровья не способствует – все взаимосвязано. Выявить проблему, вовремя пресечь буллинг и оказать ребенку психологическую помощь – задача родителей, учителей, психологов. Однако специалистов, которые умеют работать с проблемой школьной травли, у нас практически нет: этому нигде не учат.


Вторая проблема, обозначенная психологом, касается профессиональной помощи людям с выявленными психическими заболеваниями, которая по существующему законодательству может быть оказана только с согласия больного – при условии, что его действия не угрожают окружающим. Но, как мы видим, подобное «ожидание» приводит к трагическим последствиям.

Если посмотреть статистику зафиксированных в России случаев школьной стрельбы, а их около 20, станет очевидно, что во всех эпизодах оружие в руки брали ученики или выпускники того учебного заведения, где произошла трагедия. Вряд ли человек, даже имеющий психические проблемы, выберет в качестве мишени то место, где он чувствовал себя комфортно и безопасно.

Прощай, оружие?

Помимо буллинга, сложностей с лечением психических заболеваний и недостаточно продуманной защитой учебных заведений есть у трагедии еще одна серьезная причина…

26 сентября в новостных лентах присутствовала не только ижевская трагедия. В тот же день в сетях активно обсуждались еще две новости: выстрел в начальника Усть-Илимского военкомата и стрельба в московском клубе, где пьяный посетитель ранил не пропустившего его охранника. Создается впечатление, что оружие в нашей стране продается в любом магазине. И что оно доступно каждому, даже если он стоит на учете в психиатрической клинике. Хотя после каждого громкого случая стрельбы со множеством погибших раздаются такие же громкие заявления о том, что следует немедленно пересмотреть законодательство в части продажи и хранения огнестрельного оружия.

Год назад в Федеральный закон «Об оружии» действительно были внесены изменения, которые вступили в силу 29 июня нынешнего года. Так, возраст выдачи лицензии на приобретение оружия для большинства граждан увеличился до 21 года, получить лицензию на приобретение оружия стало невозможно для тех, за кем числится снятая и погашенная судимость за ряд преступлений. Владельцев обязали сообщать об утерянном или похищенном оружии и пр. Но… то ли закон этот не проработан как следует, 
то ли он попросту не действует.

3 февраля 2014 г. Москва, Отрадное. 
Десятиклассник Сергей Гордеев пришел в родную школу № 263 с ружьем и выстрелил в учителя географии, который скончался на месте. Взяв в заложники одноклассников, подросток потребовал от охранника школы, чтобы тот вызвал полицию. По прибытии сотрудников органов правопорядка школьник начал стрелять и в них. В результате был убит один полицейский, еще один получил тяжелое сквозное ранение в области грудной клетки. Это был первый случай скулшутинга в России.

5 сентября 2017 г. Подмосковье, Ивантеевка, школа № 1. 
Учащийся девятого класса Михаил Пивнев принес в школу пневматическую винтовку, кухонный топор и самодельные петарды.

17 октября 2018 г. Керчь, политехнический колледж.
 
Студент четвертого курса Владимир Росляков пронес на территорию учебного заведения самодельную взрывчатку и помповое ружье. 

Итог - 21 погибший, 67 раненых.

Не теория, но практика

Чтобы решать проблему, ее надо признать. Наверное, пора уже согласиться с тем, что случаи скулшутинга в нашей стране есть и они нередки. А значит, к ним надо готовиться. Продумать, как сделать безопасным вход в школу, как пресечь попадание оружия в руки агрессивных людей, как воспитывать детей, чтобы им не хотелось за что-то мстить родной школе. И - обучать учителей и детей навыкам действий в подобных опасных ситуациях. Причем обучать не в теории, а на практике.

Этим и занялся Геннадий СТАРУНОВ – преподаватель ОБЖ московской школы им. В.И. Чуйкова. Его блог под названием «Пир практиков» за несколько месяцев набрал более 25 тысяч подписчиков. Геннадий недаром убежден, что его предмет является самым важным. Потому что если мы не сумеем сберечь жизнь и здоровье детей, все остальные предметы им просто не понадобятся.

Создавая группы в соцсетях, преподаватель ОБЖ сам освоил специальности спасателя, инструктора по спасению на воде, по детско-юношескому туризму и пр. К созданию блога он привлек множество экспертов-практиков, которые непосредственно занимаются спасением людей. Читатели блога делятся своими историями, наблюдениями, советами.

Надо ли говорить, что уроки Геннадия Старунова проходят исключительно в формате практических занятий: чтобы алгоритм действий в случае ЧП был отработан до автоматизма.

Краткий алгоритм действий в случае вооруженного нападения 
на учебное заведение от Геннадия Старунова:

1. Завести детей в кабинет, закрыть дверь на ключ (кабинеты первого этажа должны быть особенно надежными и желательно оснащены специальными дверными ручками). Навык блокировки дверей следует отработать заранее и иметь под рукой все необходимые инструменты. Следует учесть, что по правилам пожарной безопасности школьные кабинеты открываются исключительно наружу, в коридор.



2. Как можно быстрее соорудить у дверей баррикады, которые могут задержать агрессора. Навык опять же должен быть отработан на практике с учетом имеющейся в кабинете мебели.
3. Как можно быстрее отойти от двери.
4. Перевести все телефоны в беззвучный режим и сохранять тишину.
5. Каждой школе следует иметь оперативный канал связи между учителями и администрацией в Телеграм/Ватсап, куда в случае ЧП будет приходить информация от руководства школы.
6. Решение об эвакуации через двери или окна принимает только учитель или администрация, поскольку это связано с определенными рисками.

Получить подробную информацию о том, как взрослым и детям вести себя в различных опасных ситуациях, можно в группе«Пир практиков» в ВК: https://vk.com/pir_praktikov.


Фото автора и из открытых источников.