«Хочу славы и внимания!»
13.10.2022
На днях городской голова Дмитрий Денисов сообщил: «В сентябре Калугу посетило 78 тысяч туристов. Хороший результат». А в целом ожидается, что нашу область за год посетит более трех миллионов туристов.
Сарафанное радио не подводит
Большинство, как правило, с благодарностью вспомнят тех, кто сделал их пребывание в городе интересным, содержательным, – речь об экскурсоводах.Успешность работы таких специалистов определить легко по количеству заказанных экскурсий. И здесь важную роль играет сарафанное радио, как говорится, совет друга. Среди туристов, как местных, так и приезжих, в Калуге большим авторитетом пользуется экскурсионная компания, которой руководит Кристина Кулешова. Причем Кристина Геннадьевна не только владелица фирмы, но и сама профессиональный экскурсовод, который специализируется на авторских экскурсиях.
– За этот год мы уже провели 370 экскурсий, – подвела она предварительный итог своей работы. – В основном это обзорные по Калуге, их посетило около 2500 человек. Сюда не включаю тех, кто был на моей экскурсии «Окские истории» на теплоходе «Иван Ципулин». Это уже статистика владельцев теплохода. Летом на одну такую экскурсию собирается более 40 человек!
Королевский замах
Финансовый результат бизнеса далеко не главное мерило успеха для предпринимательницы. В первую очередь для нее важна реализация своего любимого дела, независимость, возможность приносить пользу обществу и самостоятельно планировать свою жизнь.А планы у нее грандиозные. Ими она поделилась в своей презентации в качестве участника образовательного проекта «Женское-неженское дело», который организует и проводит в эти дни Калужская торгово-промышленная палата.
– Моя цель – стать самой необычной и популярной экскурсионной фирмой Калуги, – заявила Кристина Геннадьевна. – Хочу ввести среди калужан моду на такой вид отдыха, как экскурсии. Добиваться популярности я буду с помощью уникальных маршрутов, которых нет ни у кого, а стандартные маршруты буду преобразовывать и делать их более яркими, вовлекая туристов в живую историю. Уверена, все это получится благодаря талантам экскурсоводов, с которыми я сотрудничаю, и моему желанию творить новое.
Тренды и перспективы
Королевский замах только приветствуется. Но как Кристина собирается этого добиваться? Оказалось, все расписано по пунктам шаг за шагом. Давайте посмотрим на некоторые из них:♦ Будем создавать экскурсии с помощью актеров. В рамках проекта ТПП я познакомилась с Ириной Носовой, руководителем Калужского центра циркового искусства. Она планирует ставить спектакли со своими воспитанниками – мы договорились о сотрудничестве.
♦ Планирую купить оборудование для проведения иммерсивных (создающих эффект присутствия, погружения) экскурсий, чего нет у других калужских фирм.
♦ Планирую сделать цикл детских квест-экскурсий для разных возрастов, в том числе для малышей и мам с колясками. А это большая и неохваченная аудитория.
♦ Мы постоянно в поиске новых уникальных экскурсионных точек, договариваемся о сотрудничестве со специалистами разных профилей, расширяем линейку маршрутов. Популярная новинка прошлого года – экскурсия «Чешское Рождество»: едем в мещовскую деревню Торкотино на сидроварню. Там хозяин завода по производству яблочного сидра чех Ян Йираско показывает процесс изготовления напитка, угощает сидром и блюдами по рецептам своей родины.
♦ Моя коллега придумала проект «Театральная суббота». Каждый месяц посещаем театры в соседних областях и Подмосковье, затем обязательна ознакомительная экскурсия по городу. Проект вызвал большой интерес у калужан.
♦ Делаем ставку на нашу транспортную обзорную экскурсию по Калуге, которая на сегодняшний день является самой полной из всех имеющихся в городе. Мы даже выезжаем на Правый берег, чтоб показать гостям вид на Калугу и на холм, на котором была крепость.
♦ Большую популярность приобрела моя экскурсия для детей с элементами квеста. Будем развивать это направление. Особенно детям нравится собирать карту и искать кувшин с золотыми монетами. Могу констатировать: туристов стало ощутимо больше, особенно школьных групп.
Планы оправданы практикой
Кристина – достаточно успешный предприниматель, но летом снова села за парту и стала учиться на курсах в рамках образовательного проекта, организованного Торгово-промышленной палатой. Зачем?!– Люблю учиться, – ответила Кулешова. – Для меня это удовольствие – получать знания от опытных людей. И я не пожалела, что пошла на учебу в ТПП. Открыла для себя много нового – например, выполняя домашнее задание по маркетингу президента ТПП и нашего лектора Виолетты Комиссаровой, просмотрела порталы и сайты, где перечислены меры господдержки предпринимателей. Открыла для себя новые возможности. От скидки на покупку программного обеспечения до субсидий на приобретение стационарного павильона.
В ходе уроков получила информацию по настройке рекламы в Яндекс Директе. Для фирмы я выиграла получение юридической консультации и оформление пакета документов – для меня это очень ценно. Продолжаю учиться дальше: прохожу сейчас онлайн-программу повышения квалификации в Российском государственном университете туризма и сервиса по профилю «Инновации в экскурсионном деле. Тренды и перспективы».
Сейчас уже трудно представить себе, что начинала Кристина с профессии повара, в 19 лет управляла небольшой транспортной фирмой по вызову такси и даже работала в торговом центре «XXI век» в отделе по продажам сложнобытовой техники. Жизненный практический опыт получила огромный. Высшее образование в Президентской академии (РАНХиГС) позволило заняться и полностью отдаться любимому делу – сфере туризма.
Прошла курсы переквалификации по специальности «Экскурсовод» и с 2015 года стала хозяйкой своей собственной экскурсионной фирмы. Несмотря на то что предпринимательская деятельность предполагает получение прибыли, Кристина со своими коллегами проводит много благотворительных бесплатных экскурсий и лекций на краеведческие темы (каждый последний четверг месяца). Считает, что в этом ее социальное служение калужанам.
Одно из моих жизненных удовольствий – это когда перед тобой стоит 50 человек экскурсантов и все слушают ТЕБЯ. Класс! Люблю проводить экскурсии на теплоходе, когда все сидят и внимают ТЕБЕ, а некоторые даже открывают рот. Это значит, что ты говоришь то, что надо. Люблю выражение: «Речь говорящего должна остаться в сердце слушающего». Не скрываю: хочу славы и внимания, поэтому мое стремление – сделать необычную, уникальную экскурсионную фирму в Калуге.