16 сентября, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Ваятели - они такие философы

06.10.2022

Мы привыкли, что скульптура – это что-то очень большое, каменное или бронзовое и обязательно холодное, как Феликс Эдмундович на Лубянке или рабочий на Московской площади нашей губернской столицы. Но времена меняются, и современные авторы создают работы совсем другие. Вспомните калужского городового с собакой на аллее на улице Кирова, голубей в фонтане у театра, ученого кота у университета. Правда же, они не холодные, а очень милые? И металл с камнем далеко не всегда востребованы современными скульпторами. В ход идут дерево, керамика, стекло, разные гаечки-винтики. Отличаются нынешние ваятели и замысловатым мышлением, оттого их скульптуры несут в себе философское начало.


Бронзовые мясорубки и застывшая вода

Изюминкой фестиваля, проходившего в Инновационном культурном центре, стала грандиозная выставка столичного скульптора Андрея Молчановского «Страсти по Пальмире» в выставочном зале ИКЦ. Среди многочисленных фигур из цветного оптического стекла, которые узнаваемы даже без прочтения табличек под ними и которые можно разглядывать часами, выделяется движущаяся светокомпозиция из металла и стекла. Борьбу идеального мира, где царит искусство, с деструктивными процессами, происходящими в обществе, показал автор в своей масштабной скульптурной группе.

В инсталляции из бронзы и стекла Андрея Молчановского живое, светлое и чистое искусство, которое воплощено в оптическом стекле (а для Андрея стекло – некое состояние воды, застывшая ее форма), восстает против разрушения и поругания святынь. Бронзовые вертящиеся колонны, скрипучие и холодные, символизируют мясорубку войны. В кромешной тьме мы видим, как кристаллы стекла оживают и начинают играть различными переливами цвета, но потом будто бы окрашиваются кровью под действием металлического скрежета, говорящего о разрушениях.

Световая композиция мастерски задумана и сделана скульптором под впечатлением событий, произошедших в Пальмире - древнем городе на территории современной Сирии. В 2011 году ценные памятники архитектуры и истории были разрушены в ходе гражданской войны. Архитектурному наследию нанесен огромный урон. Мировое сообщество, особенно люди искусства, археологи и историки, пришло в ужас от содеянного.

- Стекло для меня - средство выражения идеи, я не художник по стеклу, - отметил Андрей МОЛЧАНОВСКИЙ, - коллекция, представленная на выставке, создавалась в течение 10-12 лет. Работы из стекла как некий идеальный мир, наполненный светом, жизнью, оптимизмом. А металлические колонны - антипод этому миру. Механизмы представляют нечто техногенное, уничтожающее живое. Это было сделано под впечатлением от разрушения архитектурных памятников в Сирии. Это возмущение человека, всю жизнь посвятившего искусству и созданию прекрасного.


Как завороженные наблюдали калужане за происходящим в выставочном зале. Философское искусство московского скульптора тронуло их души.

Искусство в массы

Ну а основу фестиваля современной скульптуры составили маркет от калужских, обнинских и московских рукодельных мастеров и, самое главное, мастер-классы. Их давали известные скульпторы из Москвы и Калуги: Маргарита Камардина, Михаил Соломатин, Евгений Гоманов, Андрей Молчановский, преподаватель областного колледжа культуры и искусств Светлана Фарниева и заведующий мастерской керамики ИКЦ, основатель фестиваля Карина Саитова.

- Я познакомилась с работами Андрея Молчановского, и мне захотелось, чтобы это увидели все. Фестиваль современной скульптуры возник спонтанно, но нам хочется, чтобы такой скульптурный форум был в Калуге . И чтобы можно было не только посмотреть на творения мастеров, узнать о тенденциях в современной скульптуре, но и попробовать что-то сделать своими руками под руководством опытных мастеров, - поделилась идеей создания фестиваля художник Карина САИТОВА.

Она провела мастер-класс по новому направлению прикладного искусства – 3D – 4D-росписи. Лазером выпиливаются несколько рельефов одного изображения, например, кактуса в горшке, кита, растительного орнамента. Каждый слой - рельеф раскрашивается особым образом, а потом они накладываются друг на друга в определенном порядке и склеиваются. Получаются интересные, ажурные, объемные панно или арт-объекты.

Маргарита Камардина учила желающих делать из глины антропоморфные вазы.


На анималистическом уроке Светланы Фарниевой можно было слепить из глины тигра, барсука, собаку или слона. Как ни странно, у взрослых людей, никогда не лепивших даже из пластилина, это отлично получалось.

- Все животные созданы одинаково. Я рассказываю ученикам о пропорциях. Получиться может у каждого, главное, знать, как устроены животные. Когда-то в детстве взрослые люди, может быть, хотели этим заниматься, но не сумели, и теперь у них есть возможность реализовать свои желания на мастер-классах, - рассказала Светлана ФАРНИЕВА.

КСТАТИ


Посмотреть на застывшую воду, так видит стекло Андрей Молчановский, и вспомнить разрушенную Пальмиру можно будет до 16 октября, выставка продолжит свою работу.


Напомним, фестиваль и выставка организованы при поддержке министерства культуры и туризма Калужской области.

Фото автора и Сергея ЛЯЛЯКИНА.