1 января, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

Александр Аникеев: «С дубиной и лопатой не победим»

11.10.2022

Мы живем в очень сложное время, и трудности, конечно же, касаются всех сфер жизни, в том числе и системы образования. Отрадно, что в этой ситуации представители власти не закрываются от общества. Министр образования и науки региона Александр Аникеев провел прямую линию в социальной сети ВКонтакте, где ответил на актуальные вопросы родителей.


Посторонним вход запрещён

 – С недавнего времени вход в школу посторонним запрещен. Могут ли родители быть посторонними, ведь они тоже участники образовательного процесса?

 – Никто не устанавливал запрет на посещение школ родителями – они не являются посторонними. Я провел совещание с директорами школ, мы обсудили новые установки, возникающие в связи с резким обострением террористической опасности и трагедией 26 сентября в Ижевске. То, что произошло там, ужасно, этому нет объяснений. Кроме того, мы сейчас находимся в очень сложной международной ситуации и обязаны принять все возможные меры для того, чтобы обеспечить безопасность наших образовательных организаций – от детских садов до вузов.

Первая мера – ограничение доступа людей, которые не имеют прямого отношения к образовательному процессу. Разумеется, посторонние люди не будут допускаться в школу. И я также просил директоров обратиться к родителям с просьбой воздержаться от лишних посещений школы. Но это не значит, что родители не могут прийти. Если они намерены встретиться с учителем, то обязаны предупредить его заранее и связаться по телефону (они сейчас есть у всех) с руководством школы или классным руководителем, чтобы родителя встретили в вестибюле. Ситуация очень тревожная! Мы призываем к бдительности, но не можем превратить школы в организации, где введено осадное положение, не можем разместить там вооруженные силы. Но, учитывая обстановку, мы должны принять все возможные меры, чтобы обеспечить безопасность наших детей. Проверка портфелей тоже вынужденная мера, и я прошу относиться к этому с пониманием.

О любви к Родине

 – В школе необходимо увеличивать количество уроков истории, чтобы наше будущее поколение всеми способами избегало войны.

   – Я, как учитель истории, считаю, что, конечно же, нужно увеличивать количество уроков по этому важному предмету. Действительно, формирование культуры мира и воспитания соответствующего отношения к ненасилию очень важны. Но мы должны формировать и чувство патриотизма, воспитывать защитников Родины. Это тоже очень важно, об этом нужно думать. Ведь история учит не только тому, как избегать войн, но и как защищать Отечество. В российской истории множество примеров, когда нашему народу приходилось защищать свою родную землю. И мы на уроках истории обязательно этому должны учить детей.

 – Наш патриотизм строится на внешнем враге, на классных часах рассказывают о том, как на нас хотят напасть. Почему нельзя строить патриотизм на достижениях? Или у нас их нет?

 – Патриотическое воспитание строится отнюдь не на разоблачении внешних врагов. Патриотизм, любовь к Родине воспитываются и на достижениях в том числе. Если вы посмотрите, например, тематику классных часов «Разговоры о важном», то увидите, что одна из тем посвящена жизни Константина Эдуардовича Циолковского. И через рассказ о нашем выдающемся земляке ребенка как раз и выводят на наши достижения. Учителя говорят о том, что наш соотечественник, наш земляк – основоположник космонавтики. Наша страна совершила прорыв в космос, а Юрий Гагарин стал первым космонавтом планеты. Нам есть чем гордиться! Мы должны об этом рассказывать детям, в том числе и на классных часах «Разговоры о важном».

О спецшколах

 – Почему ликвидированы спецшколы, и дети с девиантным поведением обучаются в общеобразовательных школах? 

– В начале 2000-х в Калуге на улице Первомайской появилась школа для детей с девиантным поведением «Альтера». Но, к сожалению, она себя не оправдала. Почему? Потому что главная ее задача – воспитание детей с девиантным поведением – не была выполнена, более того, девиантность этих детей даже усилилась. Поэтому школу «Альтера» мы ликвидировали.

Жизнь показывает, что детей с девиантным поведением нельзя подвергать остракизму и собирать вместе. Их нужно наоборот разобщать, им нужно показывать другой жизненный опыт. Поэтому такие дети должны жить и развиваться в общей среде. Я понимаю, что в обычной школе это кому-то неудобно. Но у нас школа по закону общедоступная, и мы никогда не будем подвергать детей с девиантным поведением сегрегации, принудительному разделению. И учителя должны работать и с такими детьми. Эти дети должны видеть положительный пример, только тогда мы будем добиваться преодоления неадекватного поведения.

Да, спецшколы есть в соседних регионах и находятся в ведении органов внутренних дел. В спецшколы помещают детей с девиантным поведением по решению суда, когда уже все меры педагогического воздействия исчерпаны. Дети из нашего региона тоже есть в этих школах, к счастью, их там немного. Но уверяю вас, что уровень девиации детей, которые учатся в обычных школах, не представляет серьезной опасности. И отклонения в их поведении могут быть преодолены педагогическим воздействием, а не изоляцией от общества.


О новых технологиях

– Те, кто пытается ликвидировать наш суверенитет, продвигают в школах цифровизацию и информатизацию.

 – Суверенитет страны зависит в том числе и от того, насколько мы будем сильны в цифровизации, компьютерных технологиях. Неужели вы хотите, чтобы весь мир был цифровизован, а мы по-прежнему оставались с деревянной дубиной и лопатой? Развитая экономика держится на современных технологиях, и от цифровизации мы никуда не денемся. А если мы не будем учить детей цифровым навыкам, то, выйдя из школы, они окажутся просто  недееспособными. Мы тогда тем более не сможем противостоять внешнему давлению, странам, где используются передовые технологии. Поэтому здесь можно поспорить, кто пытается ликвидировать наш суверенитет – те, кто использует и развивает цифровые технологии, или те, кто против них борется.