28 апреля, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Глобальные вызовы и духовный выбор

27.09.2022

На протяжении многих лет этот общественный форум содействует продуктивному сотрудничеству государства, школы и церкви на Калужской земле. Богородично-Рождественские чтения – обмен опытом по многим направлениям: культуры и образования, семьи и социального служения, спорта и духовной жизни, информационной деятельности и других сфер. За четверть века форум стал основной площадкой заинтересованного обсуждения актуальных проблем, связанных с духовно-нравственным развитием российского общества.


26 сентября в Концертном зале областной филармонии прошло торжественное открытие Богородично-Рождественских образовательных чтений. В этом году их тема – «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». В открытии приняли участие митрополит Калужский и Боровский Климент, губернатор Владислав Шапша, председатель Законодательного Собрания региона Геннадий Новосельцев, работники системы образования, священнослужители. Среди почетных гостей – депутат Государственной Думы РФ Ольга Коробова, главный федеральный инспектор по Калужской области Игорь Князев.

Образовательные чтения завершатся в середине октября. За это время в муниципалитетах пройдут круглые столы, семинары, дискуссии по различной тематике. В них примут участие ученые, священнослужители, учителя, студенты и школьники.
Владислав ШАПША: 

– Мир стремительно меняется, а человек, по сути, остается таким же, каким был тысячу лет назад. Во время дискуссий о стабильности в обществе нередко можно слышать в качестве аргумента поговорку – «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Но мы уже живем в эпоху перемен, и наша цель не просто выжить, а сохранить разум, сохранить душу и остаться людьми. Специальная военная операция, которая сегодня проходит на Украине, касается всех нас, касается суверенитета и безопасности России, жизни и свободы наших соотечественников. От этого невозможно остаться в стороне, и сейчас важно сохранить внутренний мир, любовь к ближнему и не сеять раздор. Сегодня как никогда нам нужна поддержка церкви, ее пастырей, их призыв к лучшему и молитвы за наших воинов.

Акцент на воспитании личности

Накануне юбилейных XXV Богородично-Рождественских образовательных чтений председатель Законодательного Собрания области Геннадий НОВОСЕЛЬЦЕВ ответил на вопросы руководителя отдела Калужской епархии по взаимодействию с госструктурами, обществом и СМИ протодиакона Сергия Комарова.


- В этом году на чтениях мы вновь говорим о главном – достойном образовании и правильном воспитании. Вопросы образования и воспитания стоят всегда рядом, но понимаются по-разному. Что для вас есть образование, обучение, воспитание и какая между этими понятиями должна быть связь?


 - Каждый раз, когда речь заходит об образовании хочется сказать большое спасибо нашим учителям. Благодаря многим их них в школах сохранилась воспитательная функция.

Отвечая на ваш вопрос, подчеркну, что и образование, и обучение, и воспитание призваны решить одну крайне сложную и ответственную задачу – заложить в ребенка все то, что сделает его человеком с большой буквы. Хорошие знания позволят ему получить профессию, но этого мало, чтобы стать счастливым, добрым и отзывчивым человеком. Именно поэтому наравне с обучением в этом перечне стоит и воспитание.

Понимание его значения есть и на государственном уровне. С 1 сентября в школах появилась, с моей точки зрения, очень важная должность - советник директора по воспитательной работе. Соответствующий закон мы в региональном парламенте приняли еще в августе.

Именно советник призван систематизировать, упорядочить эту работу.

Конечно, нельзя в этой связи не упомянуть и преподавание в школах «Основ православной культуры». Еще в январе 2011 года областной парламент инициировал и провел совместно с Калужской епархией форум «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения». Именно на нем было предложено ввести их в региональный образовательный стандарт.


- Согласно статистике, около 70% обучающихся в Калужской области в предмете «Основы духовно-нравственной культуры народов России» выбирают именно модуль «Основы православной культуры». Не должно ли это отражаться на формулировках общих понятий духовно-нравственного воспитания?


- В воспитании важны не формулировки. Здесь важен личный пример. Поэтому раз уж столько людей выбирают этот компонент, то и преподавать его должны люди, для которых «православная культура» не просто два красивых слова, а главный жизненный принцип.

На уже упомянутом форуме «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» в 2011 году было принято решение о создании координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи Калужской области. Он функционирует по сей день и является основной площадкой для решения всех общих для Церкви и власти вопросов.

И вопрос воспитания детей через преподавание ОПК – один из них.

Ранее уже звучало предложение о создании постоянно действующей комиссии именно по актуальным вопросам преподавания «Основ православной культуры» с участием областных депутатов. Нужно эту идею воплотить в жизнь совместно с Калужской митрополией. Мы к этой совместной работе готовы. На этой площадке можно и нужно выработать конкретный пошаговый план, что и как надо «докрутить», чтобы система преподавания ОПК заработала в полную силу.

- Вы уже упомянули о введении в школах должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Предусматривает ли это оказание помощи в том числе и в духовно-нравственном воспитании и предполагается ли взаимодействие с детскими религиозными структурами?


- Уверен, что это предполагает взаимодействие не только с детскими религиозными структурами, но и непосредственно с Русской Православной Церковью, священнослужителями. Именно духовно-нравственное воспитание ребенка должно быть основной целью работы советника.

Конечно, в наше сложное время такой специалист должен обладать и хорошими историческими знаниями, уметь разъяснять политику страны, в том числе и на мировой арене, простым понятным языком отвечать на любые вопросы, которые может задать ребенок. На этой должности могут быть только люди, которые сами истинно верят и любят свою страну, желают ей развития.

Но этот человек должен обладать и знаниями основ нашей веры. Это не исключает того, что в школах учатся представители других национальностей и конфессий. С ними он также должен говорить на одном языке. Традиционные семейные ценности важны для всех. Но с учетом того, что большинство жителей области православные, в первую очередь советник должен стать связующим звеном, через которое будет выстраиваться взаимодействие учеников и духовенства Калужской митрополии.

- Какие еще новшества в школах коснутся вопросов воспитания?


- Первое, что здесь можно выделить, – это, конечно, цикл классных часов «Разговоры о важном». Он введен также с начала учебного года.

«Разговоры о важном» не являются уроками в традиционном понимании. Это скорее беседы, обсуждения, цель которых – помочь детям разобраться в таких понятиях, как любовь к Родине, уважение к истории своей страны, нравственность, семья и многие другие.

Кроме того, сейчас на партийной площадке «Единой России» активно обсуждается идея о воссоздании учебно-производственных комбинатов. Многие в советское время учились один день в неделю в учебно-производственном комбинате и получали специальность. Это и в жизни многим пригодилось, и в то же время сыграло значительную воспитательную роль. Нельзя недооценивать значение труда в деле формирования личности.

Еще скажу, что на каждого из нас влияет и внешняя среда, условия, в которых мы живем, растем. Тем более все это влияет на детей. Именно поэтому для образовательного процесса важно и состояние школ, в которых учится подрастающее поколение.

Калужская область вошла в грандиозный проект партии «Единая Россия» по их капитальному ремонту. В этом году ремонтируется 13 школ. Школы будут ремонтироваться и в последующие годы.

Активно мы планируем заняться и благоустройством пришкольных территорий. Я думаю, это тоже скажется на качестве образовательного процесса и формировании современной комфортной образовательной среды.