Чудо на Неве
08.09.2022
Эта история вошла в летопись советской авиации как единственный случай, когда аварийное приводнение пассажирского лайнера обошлось без жертв. Жизни экипажа и пассажиров были спасены благодаря второму пилоту Василию Чеченеву. Воспоминаниями о деде Наталья СУШКОВА поделилась с нашим корреспондентом.
Как это было
Ту-124 вылетел из аэропорта Юлемисте и взял курс на Москву. Но вскоре после взлета экипаж обнаружил, что носовую стойку шасси заклинило в полуубранном положении. Вернуться в Таллин было невозможно из-за внезапно сгустившегося тумана, и диспетчеры приняли решение посадить самолет в ленинградском Пулково. Все экстренные службы аэропорта были приведены в боевую готовность: к грунтовой полосе, куда самолет должен был сесть «на брюхо», прибыли пожарная техника и машины скорой помощи.Пока лайнер кружил около Ленинграда, вырабатывая авиатопливо, экипаж не оставлял попыток с помощью шеста через пробитое в полу кабины отверстие полностью выпустить заклинившую носовую стойку шасси.
На восьмом круге, в 21 километре от аэропорта, остановился левый двигатель. Экипажу было дано разрешение на сквозной пролет к аэропорту через центр города. Но над городом остановился и правый двигатель. Лайнер начал планировать с высоты 500 метров.
Экипаж принял решение совершить приводнение на поверхность Невы. Второй пилот Василий Чеченев ранее служил в военно-морской авиации и имел соответствующий опыт, поэтому командир передал управление самолетом ему.
Ту-124 пролетел над домом №6 по Малоохтинскому проспекту, затем в четырех метрах над мостом Александра Невского и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Второй пилот грамотно сориентировал лайнер и не допустил его заныривания и удара хвостовой частью об воду.
Благодаря мастерству Василия Чеченева приводнение обошлось без жертв. Паровой буксир оттянул самолет к правому берегу Невы. Пассажиры и экипаж благополучно эвакуировались из самолета и позднее были отправлены в Москву.
Первоначально комиссия, расследовавшая причины аварии, возложила ответственность на экипаж, но позже обвинения с пилотов были сняты. Второй пилот Василий Чеченев после аварии был повышен до командира воздушного судна (КВС), а затем до КВС-инструктора.
Семейная гордость
Внучка пилота Наталья Сушкова приехала в Ферзиковский район в 2010 году после замужества. С тех пор и по сей день работает медсестрой в приемном отделении Ферзиковской участковой больницы.До этого семья жила в Тамбовской области, а двоюродный дед Натальи Василий Чеченев – в Москве. Встречи были нечастыми, но Наталья, которая хорошо знает трагическую историю лайнера и очень гордится своим родственником, помнит каждую.
- Первый раз в Москву к дедушке поехали с мамой. Я очень просила, так сильно хотела увидеть его. Мама сказала: «Окончишь первый класс с отличием и поедем к деду». Она Василия Григорьевича всегда ставила в пример – учился отлично, и у него была очень хорошая память. Правда, поехать удалось только после третьего класса. Тогда мне было 11 лет (1992 год). Дедушка нас встретил, мы долго гуляли по Москве. Все для меня было впервые – первый раз поехали на поезде, первый раз увидела Красную площадь. Дед был веселый, ироничный, жизнерадостный. А какая у него была феноменальная память! Он помнил наизусть таблицу Сивцева (для проверки зрения) и даже место расположения букв на ней. Знал очень много стихов и мог рассказывать наизусть без запинки.
В конце 90-х Василий сам приезжал на родину – в Тамбовскую область. На тот момент Наталье было уже 16 лет. Они много гуляли, разговаривали, ходили на рыбалку. Дедушка любил кататься на коньках и вел активную жизнь даже в преклонном возрасте.
Историю с самолетом Василий Григорьевич вспоминал неохотно. Но все же подробно рассказал Наталье, как пробовали прорубить дыру в полу, вручную опустить шасси с помощью какой-то палки, а оно никак не поддавалось, как переносили вещи из носа в хвостовую часть, чтоб легче было сажать самолет...
- Считаю своего дедушку героем. С одной стороны, наверное, каждый человек стал бы спасать и себя, и пассажиров. А с другой – не у каждого бы это получилось, - отметила Наталья.
Кстати, подобную ситуацию с посадкой авиалайнера пробовали повторить с помощью компьютерного моделирования. Оказалось, что компьютер не может справиться с этой задачей и посадить самолет при данных условиях.
КСТАТИ
35 лет спустя (в 1998 году) участники происшествия снимались в телепередаче «Как это было», где Василий Чеченев обмолвился, что из-за «увлеченности» экипажа ремонтом шасси во время кружения вокруг города и несовершенства датчиков был упущен момент, когда авиатоплива еще хватало до аэропорта.
Фото автора и из открытых источников.