Высотный перехватчик
02.09.2022
Продолжаем рассказывать об экспонатах аэродрома Орешково в рамках проекта «Крылья Победы». Сегодня наш герой - истребитель, который в начале сороковых годов наряду с самолетами конструкторов Яковлева, Ильюшина ознаменовал новый этап в развитии советской авиации.
На защите столиц
Модернизируя самолет конструктора Поликарпова И-200 во вновь созданном конструкторском бюро Микояна и Гуревича в рамках проекта МиГ-1, выпуск которого начался в декабре 1940 года, конструкторы установили дополнительный фюзеляжный топливный бак на 250 литров и для сохранения центровки перекомпоновали ряд агрегатов. Так появился новый самолет МиГ-3.
Самолет, создаваемый как высотный, основной ночной истребитель, был вооружен тремя пулеметами: носовой БС калибром 12,7 мм, двумя 7,62-мм пулеметами ШКАС, а под крыльями в зависимости от задач могли быть установлены два пулемета БС, РС-82 до шести штук или две авиабомбы до 100 кг.
Во время первых боев особенно ярко проявился главный недостаток МиГ-3: отсутствие бронестекла в колпаке кабины. Тем не менее истребитель свою задачу выполнил, защитив небо Москвы и Ленинграда от крылатых орд Геринга.
На МиГ-3 сбил вражеский самолет 22 июля 1941 года в самом первом бою над Москвой летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы Марк Галлай. На этом же самолете в начале войны летал и одержал свою первую победу над немецким самолетом один из советских асов, Александр Покрышкин, сбив Bf-109Е.
Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, начавший войну на МиГ-3, о машине отзывался так: «На вертикальных фигурах он значительно превосходил прежние самолеты. Он звал летчика на вертикальный маневр, а на виражах был тяжел. Как стороннику вертикального маневра в бою, мне машина была по душе».
Героический бой
В числе экспозиции аэродрома Орешково имеется и восстановленный истребитель МиГ-3, который специалисты фонда «Крылатая память Победы» подняли из болота. Борис Осятинский, руководитель проекта, занимающийся поиском и восстановлением самолетов периода Великой Отечественной войны, охотно поведал историю этого легендарного самолета:
– 2 октября 1941 года 28-й истребительный полк из состава 6-го истребительного корпуса ПВО Москвы прикрывал действия штурмовиков в районе городка Осташкова. В тот день командир эскадрильи Еремеев вылетел вместе с молодыми летчиками Тюриным и Крапивко. Успешно выполнив боевое задание, они возвращались на аэродром. Неожиданно шесть «мессершмиттов» вынырнули из облаков и атаковали звено МиГов из трех самолетов. Завязался ожесточенный бой, но силы были не равны, и все три МиГа были сбиты. Летчик самолета, о котором идет речь, остался жив, выпрыгнув с парашютом, но из-за малой высоты купол не полностью раскрылся и пилот сильно травмировался при приземлении. Мы нашли бабушек, которые, будучи во время войны еще девчонками, тащили его на парашюте до санитарного поезда. К сожалению, лейтенант Крапивко погиб уже под Сталинградом.
72 года спустя этот самолет нашли. Болото хорошо сохранило его, уцелели кабина, приборное оборудование, часть центроплана, стойки шасси. Все, что достали из болота, перевезли в Новосибирск, где специалисты компании
«Авиареставрация» за три года восстановили его до летного состояния. Сейчас этот МиГ-3 пилотирует заслуженный летчик-испытатель Владимир Барсук, эксперт в области авиации, директор СибНИА им. Чаплыгина.
Поблагодарив Бориса Леонидовича за интересный рассказ, вместе с комендантом аэродрома Павлом Васильевым я прошел к стоящему под навесом самолету МиГ-3. Проведя ладонью по блестевшей гладкой обшивке и сфотографировав истребитель, поблагодарил его и подошедшего руководителя клуба «Альбатрос Аэро» летчика-инструктора Владимира Лисняка за заботу о легендарных самолетах, находящихся на аэродроме Орешково.
Автор новости: Олег ЦАПЕНКО
Фото автора и из архива Бориса Осятинского.