29 ноября, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Главное – выучка и удача!

01.09.2022

О борьбе с террористами в начале XXI века рассказал ветеран калужского СОБРа Александр НАУМКИН.


ДОСЬЕ



Александр НАУМКИН – потомственный калужанин, из семьи рабочих и крестьян. Родился в 1968 году, срочную службу проходил в 1986-1988 годах в морской пехоте Балтийского флота, закончил РГГУ по специальности «юриспруденция». Работал на заводе, в системе МВД, с 1996 по 2019 годы в СОБРе. Подполковник запаса. Награжден орденом Мужества, медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, «За охрану общественного порядка», ведомственными наградами.


Первая командировка

– Первая командировка была в Чечню в 1999 году в рамках антитеррористической операции. Задача спецназа была зачищать села от непримиримых боевиков и наемников.

– Работы было много?

– Да, но… Наемники-профессионалы через своих осведомителей узнавали, пришел ли спецназ, и оставляли села. В день иногда проходили по нескольку сел. Основной нашей задачей было выявление членов бандформирований и зачистка от них населенных пунктов. Естественно, работу проводили совместно с оперативниками и армейской разведкой.

– Но не везде было так легко?

– Села там большие, населенные, по нескольку улиц. Помню, ребята-армейцы все никак не могли войти в одно из них – наемники оказывали ожесточенное и умелое сопротивление. Серьезные боестолкновения, у наших были потери. Мы зашли с подготовленного армейцами плацдарма и стали проходить дом за домом – быстро, слаженно. Боевики огрызались для виду – оставили мины, растяжки, но потом ночью ушли, не приняв бой. Да это было и самоубийственно для них – в нашем сводном отряде порядка двухсот человек, и многие – не в первой командировке. Да и солдаты нас сопровождали – огневая поддержка.

– Командиры были опытные?

– Да. Наш командир присматривал за «новичками». Мы умели работать дома, против бандитов, но здесь – другая наука. Скажем, первым заходил в дом, где могли прятаться боевики, самый опытный боец. Меня тогда командир первым не пускал, берег.

– Что-то запомнилось в этой командировке особенно?

– Снег. Первый белый снег выпал, пушистый. По снегу идет танк, а под ним – земля черная, густая. И белое мешается с черным в единое грязное месиво. Рядом по снегу бежит солдатик-срочник в промокших валенках, в камуфляже, прижимая к себе массивный термос с горячим супом для своих. Все как-то так. Буднично. Жестко.

– Но вы в командировки продолжили ездить?

– Такая работа.

– И сколько всего их было?

– Двенадцать. По три месяца. По всему Северному Кавказу.

Начальник отделения планирования

– Постепенно пришел опыт?

– Да. И я стал ездить старшим группы. И должность у меня была – начальник отделения планирования спецопераций.

– Спецоперации надо планировать?

– Конечно. Составляется схема местности, определяются подходы, возможные места засад, силы, необходимые для спецоперации. Много чего. Рассчитать все так, чтобы потери были минимальны и задачи выполнены, – это целое искусство. Будучи командиром группы, я теперь первым входил в здание. Врывался, вваливался – называйте как хотите. И уже интуитивно занимал такую позицию, где для меня была минимальная угроза.

– Мы все так в детстве в войну играли – встал в угол комнаты – полный обзор.

– Там не комнаты, там домохозяйства, состоящие из нескольких строений. Дом основной, часто двухэтажный, хозяйственные постройки, много чего. И откуда «прилетит» – нужно контролировать все.

– За что вы получили орден Мужества?

– Брали группу наемников-профессионалов. Оперативники их вычислили. Их в обороне трое, нас – всего четверо. Завязался жестокий бой. Один боевик был убит, двоих взяли.

– И у вас – ни одного ранения?

– За все время командировок контузия была. Но самое главное, чем горжусь, – сколько я ездил старшим группы, а там весь Северный Кавказ, боевики профессиональные, за все годы у нас – ни одной потери. Сколько уезжало парней, столько и возвращалось! Я даже представить не мог – случись что – как бы я к родственникам ходил, объяснял. Главное – выучка и удача!

– В Калуге были случаи террористической угрозы?

– Серьезная – один раз. Подготовленная группа боевиков с Кавказа. Взрывчатка, оружие. Наши оперативники оттуда ее вели, пришло время захватывать – повязали всех без единого выстрела, жестко!

– А несерьезная?

– Могла бы стать серьезной. «Черные копатели» тротил продавали. Взяли и их – по разработке оперативников. Обеспечивали безопасность сотрудникам прокуратуры, оперативникам – не только на территории Калужской области, но и в других республиках.

– Когда вы ушли в запас?

– Вроде недавно, в 2019-м, но время летит быстро.

Мирная жизнь

– Александр, чем вы сейчас занимаетесь?

– Помощник генерального директора по безопасности на одном из предприятий и возглавляю Калужское региональное отделение Федерации практической стрельбы России.

– Каким оружием работаете?

– Оружие серьезное: это и пистолеты как российского, так и зарубежного производства, и карабины. Часто у нас занимаются офицеры спецслужб и спецподразделений различных ведомств. Я рад, когда могу подсказать коллегам практические навыки стрельбы из разных видов оружия.

– Почему вы стали офицером, воином?

– Да сложно объяснить. Еще в детстве хотел быть офицером. Когда служил морпехом, уже твердо решил остаться в армии. Там и подготовка базовая была приличная, и чувство товарищества.

– А теперь?

– Я думаю, все гораздо раньше, подспудно формировалось. Калуга – непростой город! Первое, что я прочитал в исторических книгах о Калужской области, – рассказ о Великом стоянии на Угре. Я был удивлен, когда узнал, что события, которые сыграли решающую роль в становлении России, произошли недалеко от того места, где прошло мое детство, – деревни Шопино, Желыбино. Я там вырос, курган, на котором располагался штаб ордынского войска, был от нас через речку.

Сейчас я испытываю гордость от того, что именно на Калужской земле произошли события, сыгравшие такую важную роль в истории нашей страны. Думаю, мы росли в этой атмосфере – атмосфере служения Родине, защиты русских людей.

– Что вы пожелаете вашим товарищам, которые сейчас на службе?

– Прежде всего – силы духа и хорошего друга, напарника, твердое плечо рядом. И чтобы оружие работало безотказно. Пистолет может тебе пригодиться единственный раз в жизни и спасти тебя, других людей. Но для этого ты должен не расставаться с оружием, работать с ним, быть готовым к любому испытанию!