Балтийский ветер перемен
От «Кванториума» до литературных гостиных
Выступающие отметили инновационные наработки калининградских коллег во многих направлениях. Например, технопарк «Кванториум» в Калининграде действует на базе Федерального Балтийского университета, финансирование выделяется из областного бюджета. Директор калужской средней школы № 15, депутат Законодательного Собрания Татьяна Дроздова предложила создать такое учреждение при одном из калужских вузов.Много положительного у калининградцев в работе с одаренными детьми, в плане духовно-нравственного и патриотического воспитания. Большие успехи в системе дополнительного образования, где очень много кружков по интересам, в том числе технического творчества и IT-технологий. Калужским учителям понравилось, как в калининградских школах организованы литературные гостиные, театральные кружки и студии. Интересен опыт в плане организации школьного питания, где внедряется электронная оплата, привлекается к сотрудничеству ресторанный бизнес.
Схожесть регионов
Кстати сказать, показатели в системах образования нашего региона и Калининградской области в чем-то похожи. В частности, по численности детей в общеобразовательных организациях (105-106 тысяч) и количеству учителей. Примерно равен и объем бюджетных средств, выделяемых на образовательную сферу. Об этом рассказала заместитель министра образования и науки региона Снежана Терехина. Она отметила, что в Калининградской области за последние годы произошла большая оптимизация сети общеобразовательных учреждений, совсем не осталось малокомплектных школ. Всего общеобразовательных школ практически в два раза меньше, чем на Калужской земле.Плавание, кадеты, опорные школы
Норматив на подушевое финансирование в самом западном регионе страны дифференцирован. Существуют общий норматив для всех детей и надбавки по направлениям, которые актуальны. Например, для детей, занимающихся плаванием, выделяются дополнительные средства. Они идут на развитие инфраструктуры, доставку детей в бассейны, оплату труда педагогов и тренеров. Есть также повышенный норматив на кадетское образование. В Калининграде это направление очень развито, действует даже кадетский корпус.Еще актуальна тема создания опорных методических площадок на базе школ по приоритетным профилям. Вокруг одного общеобразовательного учреждения собираются школы, работающие в одном направлении. Эта форма не требует больших финансовых вложений, она удобна и эффективна.
Мы тоже не лыком шиты
По итогам обсуждения министр образования и науки области Александр Аникеев высказался о необходимости внедрения в регионе системы рейтинга школ, а также посоветовал калужским директорам по возможности применить калининградские наработки у себя в школах. Никто ведь не мешает создавать в аудиториях, например, литературные гостиные.- В Калининградской области реализуется много проектов, связанных с различной финансовой поддержкой школ и отдельных образовательных направлений. Это очень интересная для нас тема в свете того, что сегодня обсуждаются вопросы, касающиеся повышения качества образования. В Калининграде на основе продуманного и объективного рейтинга выделяются 30 лучших образовательных организаций. Они получают поддержку в форме грантов. Их можно использовать на совершенствование образовательной среды, на повышение квалификации педагогов, что очень важно, поддержку одаренных детей, участие школьников в различных конкурсах всероссийского и международного уровня. Подход здесь дифференцированный, средства выделяются пропорционально количеству детей, обучающихся в школе. Тему рейтинга и поддержки лучших школ мы обязательно будем прорабатывать, этот опыт очень востребован.
- В калининградской «Школе будущего» внедрена электронная оплата питания. Ребенок, когда у него нет денег, может взять в долг до 100 рублей. Все это отслеживается, родители осведомлены. В планах школы - поменять меню, чтобы предоставлять качественное питание и для детей с различными заболеваниями. В 40-й калининградской гимназии питание детей организовано с участием крупнейшей в регионе сети ресторанов. Рестораторы выиграли торги, и теперь 1,5 тысячи детей качественно питаются шесть дней в неделю. Интересно то, что повара работают посменно: неделю в гимназии, неделю в ресторане.
В газете этот материал был опубликован под заголовком "Запад нам поможет? "