7 декабря, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Какая краля без краликов

25.08.2022

Из прабабушкиных сундуков появляется на свет бабье добро – рубахи, поневы, платки, повойники. Сельские девушки и женщины меняют платья на старинные одежды, кроссовки – на лапти. Щелкает затвор фотоаппарата. Гигабайты снимков, многочасовые записи бесед должны стать электронным каталогом и красочным альбомом нашего традиционного костюма. Такую цель поставила перед собой команда проекта «Народный костюм Калужского края» – Алексей Кузнецов, руководитель этнографического музея «Юхновград», этнографы Наталия Моисеенко и Михаил Силаев, фотограф Дмитрий Счеславский. Мы присоединились к ним в деревне Якимово Кировского района.

Беседы с «Беседушкой»

В Доме культуры сразу «нырнули» в тему. В библиотеке на вешалках в ряд рубахи и занавески, на столах – поневы. О том, как все это бытовало в здешних краях, нам рассказывали участницы фольклорного ансамбля якимовской библиотеки «Беседушка»: Любовь Александровна Сафтюк, Алла Анатольевна Куринная, Анна Ивановна Комарова.

Оказалось, что элементы традиционного костюма в деревне носили до 50 – 60-х годов прошлого века. В военное лихолетье, когда район был в оккупации, сундуки с лучшими нарядами в землю зарывали.

 – После войны рубахи обрезали покороче и в них в поле работали. Помню, как бабушка ходила. Я ее рубаху храню, – поделилась Любовь Сафтюк.

И с поневой пожилые женщины расставаться не спешили. А впервые надевали ее перед свадьбой. Символ мужней жены. Клетка на темной фоне – засеянное поле, знак плодородия.

– В Бояновичах нам рассказывали про такой обряд: крестная расстилала поневу и говорила девушке: «Прынь, дитятко, в бабью кабалу, в вечный хомут». А девушка отвечала: «Хочу прыну, хочу нет!» Ее несколько раз упрашивали. Потом она прыгала, на нее надевали поневу, – расширил наши познания Алексей Кузнецов.

Есть в собрании участниц «Беседушки» старинный повойник. Здешние старушки в поневах уже не ходили, а повойники носили. Под них волосы делили на две косы, с непременным идеально ровным пробором посредине, и укладывали корзиночкой.

В полный комплект входили «чванки» – украшения из бисера и стекляруса у висков, которые надевали отдельно. Сверху покрывали платок с «шалашиком» спереди. Ну и какая краля без краликов – бус.


«Швагали»

Шитьем в этих краях занимались не только женщины. Существовал целый отхожий промысел, когда мужчины уходили портняжничать в соседние регионы, в Белоруссию, на Украину. Таких деревень в Кировском районе было минимум десять.

Себя они называли «швагали» и имели собственный, не понятный непосвященным язык. Вот вам образчики:
«Масол ушуровал лапаки со степака» в переводе: я стащил лапти с печки.
«Аршкайка вазов легус хлит» – смотри-ка ты, дождь идет.

Впервые о «швагалях» и их особом языке я услышала от своего старшего коллеги Виктора Сергеевича Хотеева. Он родом из Натарова – деревни, что от Якимова в нескольких километрах. Этим промыслом занимались его дед и отец. Вернувшись с войны, а служил Сергей Антонович Хотеев в кавалерии у комдива Доватора, он принес домой швейную машинку «Зингер». С товарищами, собирались «швагали» по два-три человека, ходил на заработки на Смоленщину. Останавливались в доме у какого-нибудь хозяина (на своем языке назвали его «кочет») и принимали заказы. В XXI веке нас забавляли вкусные словечки «лохмониться» – насмехаться, «бусать» – выпивать, «побалазить» душу – порадовать.

О «швагалях» писали краеведы, в частности Андрей Бауэр. Помнят о них и в Якимове. «Беседушка» тоже пополнила наш словарь. «Кадыня» – это по швагальски видная женщина.

Окончание следует.

Фото Владимира КОРМИЛЬЦЕВА.