21 октября, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Надёжные, как весь гражданский флот

18.08.2022

21 августа в России отмечается День Воздушного флота. Накануне праздника мы встретились с Вячеславом ШЕСТАКОВЫМ – человеком, летный стаж которого насчитывает без малого 40 лет.


 С Амура в Калугу


  – Вячеслав Григорьевич, с чего вы начинали?

– Родился я в 1949 году в Комсомольске-на-Амуре. Закончил летное училище гражданской авиации в Бугуруслане Оренбургской области, получил квалификацию «пилот гражданской авиации» на самолетах Ан-2. С 1972-го по 1977 год был вторым пилотом. Рейсы были в основном по Северным районам: Охотское море, Шантарские острова. Чтобы стать командиром воздушного судна, необходимо налетать не менее трех тысяч часов. За пять лет налетал, стал командиром.

– Аварий не было?

– Ни разу! Ан-2, как и все семейство самолетов АКБ «Антонов», – исключительно надежные советские машины. Ни одного отказа за все время не было! В каких только условиях они не эксплуатируются!

Потом, естественно, прошел дополнительное обучение, летал на Ан-12, на Ту-134.


Курсанты летного училища. Вячеслав Шестаков слева. 1971 г.


Первый экипаж Вячеслава Шестакова после переобучения на Ан-12. Омск, 1979 г.

– Перевозили грузы?

– И грузы, и людей. Вдоль Амура осуществлял пассажирские перевозки. В советское время билет на самолет стоил чуть дороже железнодорожного…

– Как вы попали в Калугу?

– В 1977 году после переобучения я работал в Комсомольске-на-Амуре на авиазаводе. Там был летный отряд. Возили грузы, в основном промышленные, например, детали моторов, разным поставщикам. Одним из них был Калужский моторостроительный завод. Здесь тоже был свой авиаотряд. Мне как опытному летчику предложили остаться работать в Калуге. Я согласился.

– И какие рейсы были из Калуги?

– На заводы – в Уфу, в Омск, в Комсомольск-на-Амуре, всюду, где у КОМЗа были производственные связи. Уже после развала СССР летали в республики бывшего Союза с грузами разного назначения.

– Какими, если не секрет?

– В Армению топливо возили. Они тогда митинговали – закрыли свою атомную станцию, вмиг остались без света и тепла!

– Работы хватало?

– Сначала да. Но к 1996 году авиаотряды при заводах стали закрывать: нерентабельно.

По странам и континентам

  – Но без работы вы не остались?

– К 1996 году самолеты распродали частным авиакомпаниям. А мы при них, без пилота никакой самолет не полетит. Нужны были опытные. Мы такие и были.

Наша компания была зафрахтована африканской компанией, и мы отправились на Ан-12 работать в Конго. Вахтовый метод: по три месяца или полгода экипаж работает, три – отдыхает.

Мы базировались в столице Республики Конго Браззавиле. Перевозили горючее вглубь страны, продовольствие. Да по всей Африке летали!

– Например?

– В Анголу, там ведь алмазы добывают. Вот туда мы соляру возили: на ней машины для промывки породы работали.

Местечко, куда мы летали... и названия не вспомню. Там какая-то местная старательская артель была. Работали, понятно, ангольцы, заправляли всем бельгийцы Предлагали и нам алмазы купить по дешевке. А они без обработки – мелкие невзрачные камушки, даже не белые!

– Отказались?

– Конечно. Что с ними делать?

– Вообще в Африке трудно приходилось? Сколько рейсов делали?

– Три-четыре в день.

– Да это же эксплуатация!

– Нет. Сам полет минут 40, потом лежишь на травке – ждешь, когда разгрузят-погрузят. У нас на севере куда труднее было.

– А отдыхали как?

– В Киншасе (это уже столица Демократической Республики Конго) – океан. Кто рыбак – рыбачил, там пирс прямо в океан выходил. Океан хорош!


Экипаж и пассажиры перед вылетом. Конго, 1997 г.

– В каких странах еще бывали?

– В Мали, там тоже рыбалка хорошая. На Цейлоне (в Шри-Ланке) сменами по три месяца работали. Оттуда пассажиров возили и грузы. Пассажиров – на Мальдивы, грузы – с побережья острова в столицу. Возили рыбу, она очень соленая и сухая. Ланкийцы вымачивают ее, потом суп из нее варят, блюда разные готовят.

– Как относились к русским в Африке, на Цейлоне?

– Вы знаете, очень хорошо! Африке ведь СССР с конца 50-х помогал, во всем поддерживал. Но они, хоть был и СССР, все равно называли наших «русские». И в Шри-Ланке тоже.

– Сейчас в гражданской авиации непростое время. Как вы думаете, справимся? 

 – Обязательно справимся! Невзирая ни на какие войны и тяготы, мы без всякой помощи сделали Гражданский воздушный флот СССР одним из лучших в мире! Сможем и теперь! Я знаю: когда наши берутся что-то делать и есть государственный заказ и контроль – получаются исключительные по простоте и надежности машины. Уверен, так с отечественными самолетами будет и сейчас.


Беседовал Петр КАТЕРИНИЧЕВ.
Фото из архива Вячеслава Шестакова.