21 октября, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Форменные мошенники

18.08.2022

Лжеполицейские, лжеследователи, лжепрокуроры атакуют наши телефоны. Методика отработана – взять на испуг и обчистить как липку. Главное, чтобы человек поверил, что на него уже оформили кредит, сняли деньги со счетов или завели уголовное дело. От таких звонков не застрахован никто. Журналисты не исключение.

Голос в трубке

Номер был не знаком, но работа приучила отвечать на все звонки. Женский голос назвал меня по фамилии, имени, отчеству и сообщил, что звонит следователь Московского уголовного розыска такая-то.

– Наш разговор записывается. Сообщаем, что возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. Вы являетесь потерпевшим. На ваше имя был взят кредит на крупную сумму. Мне надо задать вам несколько вопросов….

Действительно, за день до этого мне звонили якобы из банка и предлагали взять кредит. Пробила номер через интернет. Оказалось – мошенники.

– Что ж, присылайте повестку, – продолжила я разговор.

– Это же Москва! Зачем вам куда-то ехать. Мы можем все решить по телефону, – ответила «сердобольная» следователь.

– Тогда я обращусь в наше УВД и все уточню. Вы же все вместе работаете?

В трубке запищали короткие гудки.

Историей поделилась с коллегами. Оказалось, не только мне звонили из «уголовного розыска», «следственного управления» и т.д. В первый момент было ощущение «ведра ледяной воды» – кому приятно попасть в уголовное дело? Но потом включалось критическое мышление – не зря столько рассказывали о мошенничестве нашим читателям. Вот только вступать в длительные беседы в подобных ситуациях никому не советуем. Опасно считать себя умнее других. Ведь на том конце провода люди, которых специально готовили, обучали психологическим приемам. «Коготок увяз – всей птичке пропасть!» – не зря гласит народная мудрость.

Профессиональный взгляд

По информации УМВД России по Калужской области, рост телефонного мошенничества в текущем году сохранялся до начала специальной военной операции. Затем до апреля звонки стали поступать значительно реже. С мая мошенники вновь активизировались и начали применять несколько видоизмененную технику обмана.

Чаще действуют не от имени какого-либо конкретного банка, а от различных государственных и правоохранительных структур, таких как Банк России или Следственный комитет России. Преступники стараются вывести потенциальную жертву из состояния психологического равновесия не только новостью об угрозе потери средств, но и о возможности быть обвиненными в соучастии преступной деятельности или разглашении тайны следствия и т.д.

Жмите «отбой»!

Если есть возможность, не отвечайте на звонки с незнакомых номеров.

Если вам поступил звонок «из банка», немедленно прервите разговор. Для выяснения интересующих вас вопросов обратитесь в банк лично либо перезвоните по номеру телефона, указанному на вашей карте.

Для перевода денежных средств на банковскую карту достаточно знать только ее номер. Поэтому никому не сообщайте персональные коды и пароли. Если вас спрашивают о них – вы имеете дело с мошенником. Настоящие сотрудники банков никогда не будут выяснять конфиденциальную информацию у своих клиентов по телефону.

Если звонят и, представившись следователем, сообщают, что необходимо провести допрос по телефону и ответить на вопросы о ваших банковских счетах и вкладах, необходимо завершить диалог. Настоящие следователи не проводят следственных действий посредством телефонной связи.

Не удивляйтесь, если вас называют по имени-отчеству, располагают иной, как вы думали, доступной  только узкому круг лиц, информацией. Мошенники тоже просматривают соцсети, добывают различные базы данных. 

Особое внимание обратите на своих пожилых родственников.  Объясните им, что не следует верить подобным звонкам, так действуют только мошенники. Порекомендуйте им при поступлении звонков с неизвестных телефонных номеров не вести никаких разговоров с незнакомцами, а просто положить трубку. Практика показывает, что в случаях с пожилыми людьми именно предупреждения родных и близких оказываются наиболее эффективными. Когда взрослые дети говорят родителям: «Никого не слушай, сразу позвони мне, если что-то случилось», пожилые люди в большинстве случаев реагируют правильно.

ЦИФРА


По итогам семи месяцев текущего года количество зарегистрированных на территории региона мошенничеств, совершенных с использованием информационных технологий, увеличилось на 1,5 % и составило 1268.


В зоне риска граждане, ранее становившиеся жертвами обмана. Им сообщают о возмещении причиненного ущерба, и под предлогом выплат мошенники получают доступ к установочным и банковским данным. 


Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Коллаж Валерии БАРАБАНЩИКОВОЙ.