14 декабря, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Жизнь под обстрелами

11.08.2022

Все рассказы мирных жителей, которых вынуждали выживать на родной земле под канонадой орудий, тщательно фиксируют следователи подразделений Следственного комитета России. Их показания – неотъемлемая часть доказательственной базы по многочисленным уголовным делам о преступлениях, совершенных киевским режимом на Украине и в Донбассе в отношении мирного населения. В нашем регионе у донбасских семей появилась возможность начать все с чистого листа.



Самое безопасное место в доме

Светлана выехала из Донбасса в марте текущего года. До этого жила в городе Северодонецке Луганской области. Ее взрослые дети переехали в Россию еще весной 2014-го. С тех пор они работают и строят свою жизнь в нашей стране.

После начала спецоперации наша героиня тоже воспользовалась организованным переездом в Россию. Сейчас она проживает в центре размещения в Калужской области. После получения необходимых документов планирует устроиться на работу.

Светлана поделилась воспоминаниями о жизни в родном Северодонецке, где у нее до сих пор остались мама и родственники. По ее словам, за восемь лет все они и другие жители города привыкли к звукам стрельбы…

– У меня было осколочное ранение бедра.

– Как вы его получили?

– Просто осколок в результате обстрела.

– В каком году?

– Это было в 2014-м. Сейчас люди, когда приезжают, меня, конечно, удивляют: документы сгорели или что-то. Я говорю: «А где ваша «тревожная сумка»?

У меня с 2014 года стояла дома «тревожная сумка». Что там было? Три банки тушенки, три пачки галетного печенья, спички, завернутые во что-то непромокаемое, бумага, чтобы разжечь костер, спортивный костюм, что-то теплое из одежды. Опять-таки все в пленке. Это у меня стояло в коридоре…

Когда я утром уходила на работу, ванну вытирала насухо и клала туда свернутое ватное одеяло. Потому что на всех подъездах висело объявление о том, что, если вы не успели спуститься в подвал, займите ванную комнату – она бетонная, в девятиэтажном доме это самое безопасное место…


Гибли и старые, и малые

Валентина Ивановна родилась и всю жизнь прожила в Горловке, ДНР. В марте этого года женщина приехала в Калужскую область с дочерью и тремя внуками. Для двоих из них она не только бабушка, но и опекун – мама детей умерла от онкологического заболевания. Третья внучка является инвалидом.

 Перевезти детей двум женщинам оказалось очень нелегко, но семья вынуждена была уехать. Едва сдерживая слезы, женщина рассказала о том, как тяжело им приходилось жить после 2014 года.

– Мы в 2014 году тоже вынуждены были уехать. Уезжали на машине, сестра с мужем забрали меня. Спускаемся на проспект Победы. Это было что-то! Я смотрю на перекресток, где проспект Победы пересекает улица Герцена. На углу – большой магазин мужской одежды «Джентльмен». К этому магазину бежит женщина – немолодая такая, рослая, полноватая, в юбке, с сумочкой, в горчичного цвета футболке. До сих пор перед глазами стоит эта футболка. И у нее между лопаток растекается темное пятно. Пробегает несколько шагов, потом ноги путаются, и она падает навзничь.

Тут остановка, а там – трупы людей. Остановка вообще разбита в щепки. Видела двоих мужчин, женщина чуть дальше, но там, говорят, больше погибло.
Дальше был магазин, перед которым на бордюрчике сидели бабушки, продавали огородину какую-то свою. Я запомнила: лежит одна бабушка в кримпленовой коричневой юбке, какой-то кофточке. И у нее эта юбка дымилась. В нее попал снаряд раскаленный, и она просто дымилась... Как так можно?! Там еще бабушки были: одна раненая корчилась, другая в беленьком платочке лежала, и эта женщина…

У нас есть сквер Воинской славы, там летом гуляли люди. Недалеко от него моя работа. Я не видела лично, девчата рассказывали, которые тогда работали, что там лежали останки человеческих тел. Кто палец видел, что собаки тягали. Кто говорит, рука была – кисть мужская. Там погибла молодая женщина. Она держала десятимесячного ребеночка – свою девочку, и собой закрыла ее, но погибли обе. Сейчас ее называют горловской мадонной. Столько людей! Там до сих пор воронки, травой заросли, но остались.

Жалко людей, жалко детей. У нас целые аллеи с портретами убитых детей, начиная от новорожденных и заканчивая восемнадцатилетними. Есть и памятники этим деткам. Есть памятники и в других местах. Плиты и имена. В скверике этом тоже поставили – разомкнутые руки, большой колокол и цветы. Там имен нет, но можно подойти и в этот колокол позвонить…

Калужские следователи поздравили с днем рождения девочку, прибывшую в областной центр из Луганской Народной Республики. Сотрудники Следственного комитета давно знакомы с Виталиной. Первая встреча произошла в конце февраля, когда она только приехала из Луганской Народной Республики. Тогда же офицеры узнали о будущем празднике и не смогли остаться в стороне. Свой 13-й день рождения Виталина отмечала с родной тетей и двоюродными сестрами. Сотрудники СКР первыми поздравили ее и вручили в качестве подарка пакет, наполненный красочными тетрадями, ручками, карандашами и школьными принадлежностями, необходимыми для подготовки к новому учебному году. Во время чаепития с тортом именинница поблагодарила их за добрые пожелания.


Фото следственного управления СК России по Калужской области и РИА Новости.