Крылья Победы
28.07.2022
На сегодняшний день основу самолетного парка составляют реактивные учебно-тренировочные истребители Aero L-29 Delfin и L-39 Albatros. Но основным отличием этого аэродрома от многих других, расположенных в России, является то, что здесь большинство экспонатов музея способны подниматься в небо! Наш сегодняшний рассказ об легендарном самолете Второй мировой вой-ны, созданном талантливым авиаконструктором Сергеем Ильюшиным.
Поиски самолёта
История поиска, подъема и восстановления Ил-2 сама по себе уникальна. Однажды к руководителю проекта «Крылатая память Победы» Борису Осятинскому пришел сын умершего в 1993 году летчика, ветерана Великой Отечественной войны Валентина Скопинцева. Олег Валентинович рассказал, что 23 ноября 1943 года штурмовик Ил-2, который пилотировал его отец, получил повреждение в бою и сел на вынужденную посадку на лед озера Кривое в Мурманской области. Хотя в документах было записано: Черногубское.
Несколько экспедиций провели поисковики, прежде чем обнаружили самолет в 2011 году. Только на следующий год, в июне, подняли его со дна озера.
Второе рождение
После того как самолет перевезли в Новосибирск, специалисты из компании «Авиареставрация» и СибНИА – Сибирского научного института авиации имени Чаплыгина выяснили, что 20-миллиметровым снарядом пробило броню, угодив в генератор, снаряд обесточил самолет, перестали стрелять пушки и пулеметы.
Отважный летчик сумел посадить штурмовик на лед озера, на брюхо. Шасси нельзя было выпустить, был поврежден и баллон со сжатым воздухом.
– Сейчас Ил-2 находится в летном состоянии. На его восстановление реставраторы потратили пять лет и 69 миллионов рублей, – рассказал в беседе со мной Борис ОСЯТИНСКИЙ. – К сожалению, все чертежи Ил-2 были уничтожены в конце 50-х годов. Поэтому пришлось разрабатывать чертежи по образцам сохранившихся деталей. Нам повезло в том плане, что самолет лежал на приличной глубине в слое ила на дне озера практически без доступа кислорода. Поэтому детали были не сильно корродированы, а изготовленные из алюминия сохранились просто великолепно. При восстановлении мы использовали технологию и изготавливали недостающие или поломанные детали из материалов тех далеких лет, за исключением клея. Да и шпон пришлось заменить на авиационную фанеру толщиной 0,8 мм.
По статистике, можно использовать заново до 70 % родных деталей. А наш Ил-2 - тот самый уникальный случай в мировой реставрационной практике.
Прикоснуться к легенде
В Орешкове, в сопровождении коменданта аэродрома Павла Васильева, я зашел в ангар, где стоял частично укрытый чехлами легендарный самолет. Павел Васильевич показал мне пробоину в броне штурмовика от 20-мм снаряда, полученную в бою почти 79 лет назад.
С волнением дотронулся до штурмовика, самого массового боевого самолета в истории мировой авиации, грозы танков и мотопехоты противника.
Будем и дальше рассказать нашим читателям о других уникальных экспонатах музея авиационной техники на аэродроме Орешково.
Аэродром Орешково в поселке Воротынск имеет давнюю историю. Основан еще до Великой Отечественной войны. В 30-е годы прошлого столетия здесь базировался учебный отряд Осоавиахим. В годы Великой Отечественной войны аэродром использовался для решения военных задач. После освобождения Калуги здесь базировался авиаполк под командованием легендарной летчицы Валентины Гризодубовой. Постановлением Совета Министров СССР от 17 ноября 1960 г. была организована Калужская учебная авиационная организация им. дважды Героя Советского Союза Владимира Коккинаки (КУАЦ). В 1965 – 1966 гг. на базе КУАЦ переучиваются на реактивную технику 25 девушек, которые впоследствии стали рекордсменками СССР и мира в высотных полетах, скорости, подъеме грузов и в дальности перелетов. В их числе была и будущая женщина-космонавт №2 Светлана Савицкая. В 1992 году КУАЦ ДОСААФ был ликвидирован и на аэродром Орешково из Германии перебазировался 336-й отдельный вертолетный полк. Военные занимали аэродром до 2011 года, после чего он был переведен в муниципальную собственность, постепенно приходя в упадок.
В 2015 году правительство области передало пустующий аэродром энтузиастам клуба «Альбатрос Аэро» .
В 2015 году правительство области передало пустующий аэродром энтузиастам клуба «Альбатрос Аэро» .
Автор новости: Олег ЦАПЕНКО
Фото автора и из архива Бориса Осятинского.