21 октября, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Пространство времени

21.07.2022

«Пространство времени» - так называется выставка произведений заслуженного художника России, работающая в эти дни в музее истории Обнинска и приуроченная к его 75-летию. В экспозиции 56 офортов, из них 40 - дар автора музею наукограда. 

«Могу гравировать часами...»

– Я долго думал, как назвать выставку. С одной стороны, в экспозиции представлены произведения фантастические, с другой – выполненные в 1990-е годы в жанре критического реализма. Значительная часть работ посвящена старой русской провинции. Как все это объединить? Музейные работники нашли очень точное название – «Пространство времени». Прошлое, настоящее, будущее – все это есть в работах, отражающих мой почти полувековой творческий путь… – объясняет Александр Шубин. – После окончания института я работал в технике линогравюры, а с 1982-го увлекся офортом, в основе которого – штрих. Мне нравится этим заниматься: погружаюсь и могу часами рисовать карандашом или тушью, гравировать.

Николай Александрович Громадский, основатель и директор обнинской художественной школы, где учился Шубин, всегда хвалил его за рисунки. У Александра неплохо получалась и живопись, однако он считает, что как зрелый художник состоялся именно в офорте. Им он «заболел» еще в юном возрасте.

– Однажды мы с мамой поехали в Ленинград. Она меня привела в Эрмитаж, оставила одного, сказала: «Возвращайся на это же место через три часа», сама ушла по делам, – вспоминает художник. – Я оказался в зале русской гравюры, а там работы Алексея Зубова: виды Петербурга, парусники, колонны войск. В этом зале и провел все три часа, каждую гравюру рассматривал. С того времени стал приверженцем штрихового рисования.
Он хорошо знает технологию процесса создания изображения на металле, травления печатных форм, получения оттисков. Дважды руководил художественными потоками в Доме творчества, делился с выпускниками вузов этими знаниями.

– А вот дочка, закончив графический факультет, занимается живописью. В творчестве мы с ней не похожи, и я этим доволен.

Каждый город исходил ногами

Большая часть представленных в экспозиции офортов годом ранее демонстрировалась во Владимире. Эти работы автор подарил музею наукограда.

– Во временном плане есть и новые произведения – они еще нигде не выставлялись. Я продолжаю работать над серией «Усадьбы Калужской губернии», в которую вошли «Дача М.К. Морозовой», «Дача П.П. Кончаловского». Сейчас у меня в работе офорт «Усадьба Воробьево» академика С.П. Федорова – это то, что я давно хотел сделать, – рассказывает художник.

На выставке зрители могут увидеть «Вид губернского города Калуги». Как признается Александр Шубин, для создания этого плана потребовалась многолетняя подготовка, на него ушел год непосредственной работы. А в среднем работа над видами городов – от рисунка до печати – у художника занимает около трех месяцев. Ведь с каждым городом, будь то Малоярославец, Владимир, Муром, художник сначала знакомится практически, каждый он исходил ногами. И только потом начинается изучение исторического материала. У меня нет Москвы, нет столичных видов. Не слишком близки и зарубежные темы, хотя я бывал во многих местах – в Таиланде, Австрии, Германии, Египте, что-то рисовал. Но для меня ближе боровские дома, церковь в Тимашове, деревня Белкино – наша округа.

В диалоге со зрителем

Есть среди произведений Александра Шубина работы, которые он называет двухпространственными.

– Эти два пространства связаны между собою, направлены к зрителю, чтобы он смог проникнуть в них. Работы имеют философский подтекст. Одно из произведений называется «Наш путь» – дорога без начала и конца, – объясняет автор.

В серии, посвященной Константину Циолковскому, художник использовал рисунки ученого, который тот делал на полях рукописей.

– Что мне нравится, так это совмещение философского, космического мышления и то, что Константин Эдуардович очень многие вещи делал своими руками – станок, телескоп… За окном – бесконечный космос, а здесь – рубанок.

Ключевая тема работ Александра Шубина – русская провинция.

– Много говорящий художник вызывает подозрения, – шутит Александр Павлович.

Он предпочитает, чтобы зритель вступал в диалог с автором и делился с ним впечатлениями. Мастер считает, что выставка важна прежде всего тем, что зрителю скажут работы художника. Может быть, он увидит то, о чем автор даже не думал. Вот что самое ценное, что обогащает.
Художнику, которого много хвалят, есть о чем задуматься, – еще одна из любимых поговорок Александра Шубина. А хвалят его много и вполне заслуженно – как в СМИ, так и лично. Для мэтра же прежде всего важно, чтобы зритель увидел его работы, разделил те чувства, которые он стремился донести.

Фото автора.