Наука живой еды
Доктор сельскохозяйственных наук Алексей ЖАРОВ хорошо известен в Германии тем, что научно обосновал преимущества развития аграрного производства на биодинамической основе. Теперь этот уникальный для России метод он использует на практике в Мосальском районе.
Знания – земле
Хозяйство Алексея Жарова нельзя назвать фермой. Оно и наименование имеет необычное – ООО «Клуб живой еды». Скорее, это небольшое научно-производственное предприятие, маленький агрокластер, где не только испытываются необычные для нашего региона сельхозкультуры, но и возрождаются уже порядком забытые. Здесь создается и научная база для внедрения нового аграрного метода в растениеводстве. Во главе всего этого и стоит ученый Алексей Жаров, приехавший из Германии около трех лет назад. Но почему именно сюда, на заброшенные мосальские земли, где и с подъездными путями не решен вопрос, не говоря уже о других привычных городских удобствах?
– Я долго выбирал варианты размещения своего хозяйства, – поясняет Алексей. – Их было более сотни. Вначале хотел обосноваться в Московской области, где когда-то крестьянствовали мои предки по линии отца. Но в Подмосковье свободной и чистой земли уже давно нет. Осталась она только в таких вот глубинках, как эта. Решил здесь обосноваться с семьей. Трудности не испугали, обустраиваться начали постепенно. Сегодня территория уже выглядит обжитой: два дома, хозяйственные постройки, теплицы, грядки с овощами. Но это лишь начало. Интерес к моей работе проявили коллеги из Германии, которые также начинают закрепляться на этой земле, оживлять ее своими трудами.
Биодинамическое производство, которое развивает Алексей Жаров, основано исключительно на органическом цикле, без использования каких-либо химических удобрений или средств защиты растений. То есть примерно то же самое, чем занимались его крестьянские предки, не знавшие никакой сельскохозяйственной химии. При таком производстве урожаи овощей снижаются примерно вдвое, но затраты все равно окупаются, потому что органические овощи стоят на рынке в два-три раза дороже. Спрос на них пока не высокий, учитывая цену, поэтому и производство в хозяйстве Жарова скромное – около 25 тонн в сезон. Но, учитывая рост популярности здорового питания, спрос на органические овощи будет расти, а значит, хозяйство будет расширяться.
Через тернии – к успеху
Алексей старался создавать хозяйство с минимальным вложением капиталов, поскольку лишних средств просто не было. Из двух тракторов, закупленных им, второй помог оплатить партнер по бизнесу Клаус.
Алексей разминает в руках местный глинозем. Я удивляюсь: как на такой земле вообще что-то может расти и приносить неплохие урожаи?
– Это хорошая земля, – отвечает ученый. – Она уже давно не знала никакой сельскохозяйственной химии. Конечно, поначалу было сложно очищать ее от сорной растительности и кустарников. Сейчас у меня в хозяйстве 76 гектаров плюс 315 у моих партнеров. Многие площади еще нуждаются в расчистке.
Местные и региональные власти оказывают этому уникальному хозяйству поддержку. Алексей благодарен за это, так как думал, что придется рассчитывать только на собственные силы. Помогают и волонтеры, в числе которых учащиеся аграрных классов мосальских школ, студенты нескольких вузов. Есть и пример кооперации. Хоть хозяйство и биодинамическое, использование органических удобрений (навоза) необходимо. Но не абы какого навоза, а от коров из органического хозяйства, которые не знали антибиотиков и не питались кормами, обработанными удобрениями. Такое в Мосальском районе имеется – ООО «Савинская нива».
– Из проблем, которые могут возникнуть в недалеком будущем, – обеспеченность органическими семенами, – продолжает Алексей Жаров. – В России их не производят вообще. До сих пор мы обходились запасами прошлых лет, закупленными в Европе до антироссийских санкций. Что будет дальше, пока трудно сказать. Но в связи с этим у меня появилась идея заняться и органическим семеноводством.
В овощной сказке
В обороте у Алексея Жарова находятся 96 сельхозкультур. Здесь нет привычных нам сортов. Судите сами: салат «Родитчево», азиатская капуста «Тацой», острый перец «Цицерони», огурцы «Таня», клубника «Черный лебедь» и многое другое. Вряд ли читатели слышали о таких. А еще есть корневой сельдерей, кориандр, арбузы и дыни, фенхель, тыква, цукини, морковь, лук… Среди прочего имеется и зеленая приправа любисток, которая еще сто лет назад выращивалась во многих крестьянских хозяйствах России. Я хотел попробовать это чудо на вкус, но Алексей остановил меня:
– В период цветения это растение ядовито. Приезжайте чуть позже, попробуете его в салате.
Кстати, многие другие овощи Алексей предложил попробовать. Все они были непривычны на вкус. Например, огурцы – очень сочные и сладковатые, клубника просто таяла во рту, листья салатов обладали пикантной терпковатостью… Но все это было очень вкусно! А про огородные ароматы вообще надо писать в стихах.
Уезжать из такого необычного хозяйства не хотелось, но нас ждали другие аграрные адреса земли Мосальской. А сюда пообещали непременно вернуться. Надо же ведь отведать любисток, когда он уже не будет ядовитым!