8 сентября, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Лес всё стерпит?

14.07.2022

Дело было под Калугой. Мы шли по «следам» цивилизации. Смятые пластиковые бутылки, стаканчики, разноцветные пакетики от чипсов, стеклянная тара от какого-то крепкого напитка. Видимо, так выглядит «спасибо» за то, что лесники поставили у дороги навес и лавочки для отдыха путников. Глубже в чащу – кучи выше. Чего только люди не тащат в лес – от бревен старого сруба до унитазов! А убирать?


Сорная «растительность»

– Смотрите! Это от старой прялки, – показывает директор Калужского лесничества Николай Акимов полуистлевшую деревянную деталь.

В лес под Резванью кто-то свалил остатки старого дома со всем имуществом. Среди балок, деревянного крошева видавший виды хомут, сундуки, туеса, чемоданы. Венчает кучу пожелтевшая книжка «Сто лет тому вперед».

– Раньше люди, особенно в деревнях, не позволяли себе к лесу так относится. А теперь у многих разруха в головах. Какую только гадость не выбрасывают! От этого страдают почвы, вода, деревья, животные. У нас мусор свалили прямо на лесной плантации – уничтожили молодые елочки. Чем ближе к населенным пунктам, тем свалок больше. Для нашего лесничества проблема актуальная, ведь мы находимся в черте Калуги, – посетовал Николай Михайлович.

Вместе с ним и Ольгой Мироновой, начальником отдела защиты и охраны леса регионального министерства природных ресурсов и экологии, мы проехали по больным местам калужских лесов. Картины, подобные той, что описала выше, не редкость. Из жадности, по незнанию или злому умыслу люди волокут свой хлам на природу.

– Нередко обнаруживаем свалки в лесах по соседству с дачными кооперативами. Недавно выезжала в Боровский район. Идем по кварталу с лесничим и видим гору битых кирпичей, еловый лапник и прочий хлам. Рядом забор СНТ. Какая-то женщина кирпичи собирает. Выяснили, кто здесь занимается строительными работами. Зашли в товарищество – на ловца и зверь! Нам навстречу шел гастарбайтер с тележкой, полной кирпичей. Оказалось, на хозяйку-москвичку работает, а мусор в лес вывозит. Ей теперь придется административный штраф заплатить, – поделилась Ольга Миронова.

Такой случай – большая удача. На деле установить тех, кто везет мусор в лес, сложно. Начать хотя бы с того, что на каждого лесника у нас в области приходится более 5 тысяч гектаров угодий. Все это ножками, ножками. Фотоловушками в лесничествах, конечно, пользуются, но на каждой дороге, тропинке их не поставишь. Злоумышленники редко ездят в одно и то же место. И не только в этом проблема.

– Каждую такую свалку оформляем как нарушение, материалы передаем в полицию. Но из 30 свалок, информацию о которых мы передали в органы внутренних дел, ни одна не расследована. Нас отправляют то в Росприроднадзор, то в административные комиссии. Есть одни нарушитель – знаем номер машины, фамилию, инициировали, чтобы полиция его остановила. Надеюсь, вопрос будет решен, – продолжил Николай Акимов.

Цифра
На сегодняшний день в лесах нашей области зафиксировано 117 свалок, из них ликвидировано только 34

В бумажных дебрях

Вопрос, кому кучи в лесах разгребать, так и остается в России открытым. Уже несколько лет его регулярно обсуждают на разных уровнях. Не один материал пришлось написать о заседаниях и совещаниях в нашей области. Была создана рабочая группа еще при губернаторе Анатолии Артамонове. Правда, ничего кардинально не изменилось.

До 2015 года, если лесничества выявляли свалки, то направляли письма в муниципальные образования, и их коммунальные службы занимались уборкой. Ситуация изменилась, когда Конституционным судом по иску одного из муниципалитетов Ленинградской области было принято решение, что он не должен за счет собственных средств убирать мусор в лесах. Мотивировали тем, что леса – федеральная собственность, муниципалитеты не имеют права вести там работы и нести затраты. По сей день четкий порядок ликвидации мусора в лесах так и не определен.

– В рамках субботников с помощью местных администраций собираем то, что можно, в пакеты и вывозим. А что делать с крупногабаритным, строительным мусором – неясно. Наша область подготовила проект внесения изменений в статью 83 Лесного кодекса, чтобы наделить органы исполнительной власти полномочиями по ликвидации свалок в лесах. Средства предполагалось выделять из федерального бюджета. Мы все проработали совместно с Законодательным Собранием области. Но Госдума нам отказала. В ответе было написано, что обращение с отходами, вывоз свалок производится в рамках Закона об отходах производства, – объяснила Ольга Миронова.

Регионы ищут пути выхода каждый в меру своих возможностей. К примеру, в Московской области с 1 января этого года органы местного самоуправления муниципальных образований Подмосковья наделены отдельными государственными полномочиями по организации сбора (в том числе раздельного сбора) отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, не предоставленных гражданам и юридическим лицам. На эти цели они будут получать субвенции из областного бюджета.

Идея неплоха. Но всякий ли субъект такое потянет?

* * *

Когда мы отъезжали от свалки под Резванью, увидели, как народ собирает неподалеку землянику. А еще говорят, не плюй в колодец. Плюем и… пьем.

Фото Светланы МАЛЯВСКОЙ.