21 октября, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Не клюнуть на фальшивку

06.07.2022

В настоящее время интернет переполнен различной информацией, и на первый взгляд сложно отличить фейковые новости от правды. Поэтому сегодня мы уделим внимание проблеме информационной безопасности детей и подростков, расскажем об основах, которые помогут отличить правду от вымыслов.


На негативных эмоциях

Новости – неотъемлемая часть нашей жизни. Они поступают отовсюду, и побочным эффектом чрезвычайно плотного информационного поля становится не только перегрузка нервной системы, но и фейки. С каждым днем появляется все больше сообщений, которые не имеют никакого отношения к достоверным фактам. Фейковые новости сеют панику, подталкивают к беспорядкам и необдуманным действиям, вводят в заблуждение, обманывают и формируют у людей стойкое ощущение тревоги и неопределенности. Главный принцип генерации фальшивых новостей – максимально абсурдная информация, вызывающая резкие негативные эмоции. Она быстро тиражируется в онлайн-пространстве благодаря эмоциональному включению, при котором рациональность мышления отключается и появляется желание вступить в дискуссию или поделиться информацией.

Как распознать фейковую новость?

К основным признакам фейковых новостей относятся:

отсутствие официального источника информации;

 гиперболизированный, абсурдный или слишком эмоциональный заголовок;

 подозрительный или неизвестный домен сайта;

 материал без авторства;

♦ большое количество ошибок или опечаток в тексте новости;

 поддельные фото и коллажи;

 сомнительные факты.

Противостоять атаке фейков в первую очередь поможет не удаление дезинформации и ложных интернет-источников, а обучение онлайн-пользователей, развитие навыков критического мышления. Существует список Роскомнадзора, который включает в себя интернет-ресурсы, замеченные в распространении фейковых новостей.

Как фейковые новости регулируются законом?

 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:
ст. 10.6 – владелец социальной сети обязан выявлять и ограничивать доступ к недостоверной информации;
ст. 15.3 – блокировка сайтов, распространяющих недостоверную информацию под видом достоверных сообщений.

 Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП):
ст. 13.15 – ответственность граждан и юридических лиц за распространение в СМИ, интернете под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации;
ст. 13.41 – нарушение порядка блокировки или ограничения доступа к сайтам, распространяющим недостоверную информацию.

♦ Уголовный кодекс РФ (УК РФ):
ст. 207.1 – ответственность за распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и/или о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств;

ст. 207.2 – ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека или смерть человека, или иные тяжкие последствия.

Что делать родителям?

В первую очередь родителям необходимо общаться с ребенком, объяснять, что интернет – огромное скопление фактов и мнений и не вся информация, безусловно, является правдивой. Расскажите ребенку, что надо скептически относиться к информации в сети и проверять ее в разных источниках. Родителям нужно самим подавать правильный пример взаимодействия с фейковыми новостями – не распространять их, а, наоборот, трезво оценивать их текст. Если ребенок читает много фейков в интернете, то нужно начать с ним доверительный разговор и показать с конкретными примерами правдивые и фальшивые новости, спросить, почему ребенок обращает внимание на псевдоновости. Развивайте у ребенка навыки критического мышления в отношении статей, размещенных в сети.




По материалам министерства образования и науки региона.