Кукушки и кумушки
Приятных впечатлений и удивительных открытий с лихвой хватило гостям Калужского Дома музыки 12 июня, в день, когда православные праздновали Троицу. Здесь прошел праздник «Кукушки и Русалки: зеленые святки», посвященный старинным и очень красивым русским обрядам.
Картины прошлого
Традиции проведения Зеленых святок, Троицы пришли к нам еще из времен вятичей. Наши предки придавали серьезное значение всевозможным обрядам, магическим действам, проводимым в эти дни. С принятием христианства они стали служить призывом ко всем святым о защите и помощи в получении будущего урожая.
Многие из этих обрядов в Центральной и Южной России соблюдаются и сегодня, особенно в сельской местности. Кто бывал на Троицу в калужских деревнях и селах, знает, что в этот день местные жители украшают свои дома березовыми ветками. Это – символ единения с самой матушкой-природой.
Вот и 12 июня галерея Дома музыки изобиловала ветками березы и травами. «Зеленый» аромат густо витал в воздухе. Гости праздника увидели большое действо – реконструкцию обрядов: мастерицы плели венки, звучали обрядовые песни, легенды и сказы, пришедшие к нам из разных времен. Очень интересна былина про Добрыню Никитича: богатырь, прежде чем отправиться на бой со Злом, пришел за заветным мечом, хранившимся в болоте у чамки – водяной сущности. Этот меч-кладенец был непобедим. Три дня боролась чамка с Добрыней, но все же отдала меч победителю…
Ощущение праздника усиливали хороводы. Их водили девочки и девушки в русских сарафанах – этнографический ансамбль «Календарь» под руководством Марины Долгополовой из калужской детской школы искусств № 2 им. С.С. Туликова. Настроение поднимали и мастер-классы по народным ремеслам, которые проводили умельцы из Калуги и других регионов. Все желающие могли сплести венки, сделать игрушку из глины.
Вещая птица…
А еще гости праздника могли… поиграть в «секретики»! Помните, как в советском детстве? В укромном уголке двора, чтобы никто не видел, сделать в земле ямку и красиво положить под осколок стеклышка фантики от конфет, цветы, яркие пуговицы, бусины. Это было нашей девичьей забавой. Кстати, своей тайной можно было поделиться только с близкой подругой, показав ей спрятанную от других красоту. Сейчас эти «секретики» у взрослых дам вызывают приятные воспоминания, а новые поколения знакомят с советским детством. Но на самом деле, оказывается, это тоже отголоски старины – так называемые кукушкины похороны, только в советском исполнении.
На Зеленые святки в некоторых губерниях, в том числе и в Калужской, существовал этот странный и загадочный женский обряд. Кукушка издавна на Руси считалась птицей вещей – если она закукует, холода уже не вернутся. Ее почитали, к ней обращались как к ведунье. На Троицу девушки и женщины провожали богиню-птицу в Ирий (рай), делали кукол-кукушек из трав, веточек, глины или лоскутков материи.
Участницы обряда должны были тайно закопать куклу-кукушку в землю. По словам калужского мастера по традиционной тряпичной кукле Жанны Столярской, девушки, вместе участвовавшие в обряде, кумились, становясь родными по духу людьми – кумушками-голубушками. «Кума-кума, давай с тобой кумиться и век не браниться»…
– Все девушки, ходившие хоронить кукушку, дальше по жизни шли вместе, – рассказывает Жанна СТОЛЯРСКАЯ. – Это был своего рода институт социализации. Девушки кумились, давали клятву дружбы, а значит, становились подругами. В дальнейшем они помогали друг другу при родах, нянчили детей, а когда приходило время, женили или выдавали их замуж. А еще так девушки вступали во взрослую жизнь, прощались с детством. Но вырастить из девочки достойную женщину данной общины – сложный процесс, занимавший годы, поэтому в обряде малышки начинали участвовать с пяти лет, с тех пор когда впервые начинали изготавливать куклы. Когда кумились, обменивались поцелуями и подарками – платочками, ленточками и даже крестиками. В обряде переплелись язычество и христианские традиции.
… и дух воды
В некоторых губерниях кукушку заменяла русалка – дух воды. На территории же нашего региона бытовали и кукушки, и русалки – их делали из пшеницы, овса, ржи или соломы.
– Я давно изучаю литературу по древнерусской обрядности и занимаюсь созданием кукол, в том числе русалок, – рассказывает народный мастер России из Вологодской области Майя СЫСОЕВА, которая тоже приехала на праздник. – Русалка – сложный образ для современного восприятия, потому что это всегда утонувшая девушка или женщина. Крестьяне таких называли «водяными», «лешачихами», «лоскотухами» и даже «чертовками». Женщин русалки не любили, но старались заманивать в свои сети молодых мужчин. Калужские русалки, как пишут этнографы, это девушки с мертвенно-белой кожей. Они были довольно красивы, потому что «водяной их вываривал до красоты». И, конечно, с русалками народ заигрывал, желая их задобрить. Русалки отвечали за влагу, ведь если поля будут сухими, не будет и урожая. Поэтому одним из элементов уважения к русалке было создание ее образа – куклы или чучела.
На выставке в галерее гости могли познакомиться с текстильными авторскими куклами кукушек и русалок, глиняными игрушками и свистульками, этнографическими праздничными женскими костюмами нескольких губерний, рушниками и другими «интересностями». Здесь собраны экспонаты из разных регионов Центральной России – Тульской, Брянской, Рязанской, Орловской, Липецкой, Вологодской, Нижегородской и Тамбовской областей.
Фото автора.