6 мая, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Образовательные ресурсы провинции

27.06.2019
В мероприятии, организованном Союзом малых городов России и Калужским государственным университетом им. К.Э. Циолковского, очно или заочно приняли участие 43 докладчика, в том числе 12 из Медыни. Педагоги, преподаватели и психологи из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Обнинска, Уфы, Красноярского края, Астраханской, Смоленской, Тульской, Саратовской, Нижегородской областей и других субъектов Российской Федерации, а также из Республики Узбекистан поделились опытом и наработками в сфере образования.

Подход везде свой

В большом зале медынского Дома культуры после приветственных слов членов оргкомитета пленарное заседание открыл президент Союза малых городов Евгений Мануилович Марков. В своем докладе он отметил тот факт, что проблемы образования, а также пути их решения и подходы к ним для малых городов и сёл и больших городов весьма различаются. Так, в мегаполисе люди живут достаточно изолированно друг от друга, порой теряется связь даже между разными поколениями одной семьи. В небольших же поселениях все ещё сохраняются традиции семьи и преемственность, а процесс воспитания более прозрачен и управляем. Кроме того, близость природного окружения накладывает свой отпечаток на образ жизни и мышления.

По сути, как отметили участники конференции, на сегодняшний день малые города могут являться неким примером в сфере образования и социального взаимодействия для более крупных поселений.

Минусы, разумеется, тоже присутствуют — это и удаленность от центров, и слабая дифферинцированность политики по отношению к селам и городкам, и недостаточное федеральное финансирование местных образовательных программ и проектов.

Таким образом, была сформирована основная мысль, прошедшая через всё мероприятие: подход к образованию и психологии в больших и малых городах должен изначально отличаться и учитывать специфику местной жизни.

По окончании пленарного заседания в том же Доме культуры состоялись публичные лекции на разные темы. Например, в большом зале была прочитана лекция Дмитрия Судакова на тему, особо актуальную среди молодежи, - «Навыки XXI века. Чему учиться, чтобы быть востребованным завтра». На заключительной части конференции участники посетили секционные обсуждения в разных организациях Медыни, где обсуждались вопросы образовательной политики в малых городах, реализация инклюзивного образования, проблемы психологического консультирования, продвижение читательской грамотности.

Резерв традиций

Медынь, как образцовый представитель понятия «малый город», стала первопроходцем в плане принятия у себя таких масштабных мероприятий. Событие показало важность освещения таких вопросов, ведь на сегодняшний день треть детей в России обучаются в учебных заведениях именно некрупных городских и сельских поселений.

По итогам мероприятия ожидается выпуск научно-педагогического сборника с докладами и лекциями по поднятым темам. Также комплекс рекомендаций и решений, освещенных в ходе конференции, планируется обсудить на высшем уровне на заседании в Государственной Думе Российской Федерации.

Так, организованная по поводу проблем психологии и педагогики конференция сумела поднять ряд и других важных вопросов. Одной из основных задач события была возможность показать значимость, а иногда и преимущества среды малых городов и сёл, их вклад в жизнь государства и общества. Кроме того, на таких собраниях есть возможность поделиться своим опытом и принять методики или практики других регионов в своей работе.

Ярослав ПАРШИН, педагог-психолог Медынской средней школы:

- Малые города и села — стратегический резерв страны во всех отношениях, сохраняющий запас духовности, нравственности, традиций нашего народа.Тема развития такого важного резерва десятилетиями не поднималась на всероссийском уровне. Именно поэтому мы инициировали проведение конференции в нашем городе.

Фото Георгия Саркисяна.