21 октября, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Интерес к науке – со школы

02.06.2022
Центр образования открылся в средней школе № 1 в октябре прошлого года. Школьники в течение учебного года использовали на уроках современные достижения науки и техники. Учебный год закончился, и школьные учителя рассказали о важной роли естественнонаучного центра в образовании.

«Заглянуть» в химический процесс


Среди выпускников этой школы разных лет есть те, кто посвятил себя науке, – профессора, доктор технических наук, кандидат технических наук, доктор философских наук. Как бы порадовались они за мальчишек и девчонок, которые сегодня учатся в компьютерных классах, оснащенных современным интерактивным оборудованием, а теперь еще и получили возможность заниматься в школе наукой в цифровых лабораториях.

– Наш центр образования естественнонаучной направленности «Точка роста» создан в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» с целью развития естественнонаучной, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, для практической отработки учебного материала по физике, химии, биологии, – сообщила директор школы Ольга Рякова. – Этот уникальный проект стал центром притяжения и помог работе кружков дополнительного образования, организации проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады, мастер-классов и отрытых уроков с использованием оборудования центра, защите проектов, а также определиться некоторым ребятам с выбором будущей профессии.

Учителя, которым посчастливилось работать в современных кабинетах-лабораториях, оснащенных необходимой техникой, поделились своими впечатлениями.

– Мы разработали дополнительную общеобразовательную программу «Физика и жизнь» для учащихся 9 - 11 классов. Ученики 10 - 11 классов занимались созданием проектов по теме «Теплообмен». Одиннадцатиклассники оценивали состояние погоды с использованием термометра и датчика давления, – рассказал учитель физики Игорь Марьев.

Разговор продолжила учитель химии Светлана Фролова:

– В программе по химии значительная роль отведена экспериментальным методам изучения веществ и явлений, а, как известно, эксперимент является источником знаний и критерием их истинности в науке. Он усиливает мотивацию к изучению химии, делает уроки живыми, наглядными и интересными. Особый интерес у ребят вызвали эксперименты, выполненные и с помощью цифровой лаборатории. Для работы с цифровыми датчиками мы использовали специальное программное обеспечение, установленное на компьютер. Это позволило «заглянуть» внутрь вещества или процесса и увидеть то, что недоступно органам чувств: водородный показатель среды (pH), концентрацию отдельных ионов, электрическую проводимость среды и другие измеряемые показатели свойств веществ.

Первая ступенька


Цифровая лаборатория позволила школьникам наглядно представить ряд экспериментов в виде графиков и таблиц, обработать результаты экспериментов на компьютере, наблюдать за динамикой исследуемого явления, быстро получить результат. Ученики 9-х классов использовали цифровую лабораторию при работе над учебными проектами. Андрей Соловьев выполнил работу по теме «Экология школьных кабинетов», Егор Крисаненков в качестве объекта изучения выбрал водопроводную воду.

– В 5 – 7-х классах ученики продемонстрировали закрепленные знания о внутреннем строении животных и особенностях строения растений и грибов с применением влажных препаратов и выполнили лабораторные работы с цифровой камерой, – рассказала учитель биологии Лариса Тумакина. – В работе пользуемся образовательными программами по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста». Ученики готовили проекты «Анализ pH воды открытых водоемов», «Фотосинтез и дыхание растений», «Определение рН средств личной гигиены», «Пробы с задержкой дыхания». Исследовали освещенность помещения и ее влияние на физическое здоровье школьников, провели анализ почвы пришкольной территории. На занятиях клуба «Сова» ребята документировали наблюдения по выращиванию плесневого гриба Мукора с помощью цифровой камеры. Для оценки состояния здоровья человека использовали тонометр, определяли пульс до и после дозированной нагрузки.

По итогам года учителя пришли к единому мнению: занятия в «Точке роста» вызывают у учеников интерес к исследовательской работе, цифровому образованию, проектной деятельности, творческой самореализации. Возможно, для кого-то из них «Точка роста» станет первой ступенькой на пути к новым открытиям в мире науки.

Алина Борисенкова, ученица 11-го класса:

- Я выполнила работу по теме «Цветные реакции d-элементов», используя датчик высокой температуры, изучила свойства кристаллогидратов. Это для меня неоценимый опыт. Там и сложный теоретический вопрос, и эксперимент. Научилась выбирать главное, обобщать, делать выводы, оформлять результаты исследований. «Точка роста» помогла мне подготовиться к муниципальной олимпиаде по химии, где я стала победителем, также она послужила ориентиром в выборе будущей профессии. Планирую поступать в вуз, связанный с дальнейшим изучением химии.

Фото автора.