21 октября, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Фарфоровый символ города

26.05.2022

Эти изделия бережно хранят в каждой кировской семье. Кружевные, почти невесомые, расписанные золотыми красками – в фирме ООО «Фарфор» изготавливают их вручную, продолжая дело старых мастеров и внедряя в производство новые модели. Специалисты год от года сохраняют высокую планку производства и с честью продолжают дело песоченских мастеров. И сегодня эти сухарницы расходятся по всей России и странам ближнего зарубежья.


Работа - медитация

За работой специалист по плетению сухарниц Ольга Понедельникова. У Ольги дела идут – просто загляденье: в ее умелых руках тонкие «спагетти» из смеси глин становятся в ровные ряды, закручиваются, образуя изгибы и полукружия. Из них постепенно формируются элегантные разных форм и размеров сухарницы.

Ольга пришла в профессию пять лет назад. Работа по-настоящему увлекла девушку.

– Я училась основам ремесла три месяца и продолжаю учебу по сей день. Потому что это интересно, потому что это мое любимое дело. Нервничаешь, переживаешь, но как начнешь делать «плетенку», сразу успокаиваешься. Это своего рода медитация, – улыбается Ольга ПОНЕДЕЛЬНИКОВА.

Массу для плетения сухарниц изготавливают на заводе, ее привозят в демонстрационный зал в виде глиняных чурбачков. Ольга показывает емкость, где они ждут своего часа, накрытые мокрой тканью, – глина не должна быть ни слишком влажной, ни слишком сухой. Мастерица постоянно поддерживает этот хрупкий баланс. Затем глиняные тубусы ставят под пресс, работники прозвали его мясорубкой. На нем можно сделать два вида колосков – толстые и тонкие. Их тоже пеленают в мокрые ткани и кладут на клеенку – иначе они размокнут или рассыпятся. На полу много таких «неудачных» колосков. Но они не пропадают – мастерица размачивает их, делая «клей», которым скрепляет части будущей сухарницы друг с другом. Каждый колосок Ольга прощупывает пальцами, чтобы понять – подходит он для плетения или нет. Ведь если хоть один будет слишком сухим, то вся сухарница отправится в брак.

Из толстых «спагетти» получится круглый ободок и прочное донышко, а из тонких рождается форма сухарницы – кружевной, хрупкой и пока – серой.

– Сухарницы делятся на два вида – корпусные и плетеные. Корпус первых отливают отдельно, а мне остается сделать небольшие плетеные части. Второй вид – полностью ручная работа. Плетеную сухарницу я делаю примерно за час, в день выходит 7-8 штук. А корпусных могу сделать и 15, и 20, – рассказывает мастерица.

Итак, сухарница готова. Теперь она должна просохнуть. Для этого по периметру стены установлены специальные шкафы для сушки, внутри натянуты ткани, их задача - впитать лишнюю влагу. Здесь сухарницы остаются на неделю.

Изделия отправляют на обжиг, глазируют. Керамика приобретает бело-молочный цвет. И снова обжиг. А затем настает очередь художников – они расписывают сухарницы золотом, покрывают кобальтом, люстром, клеят на донышко специальную переводную картинку – деколь. Чтобы краски закрепились, сухарницы снова обжигают в печи. С помощью трех стадий обжига мастера добиваются долговечности, прочности и устойчивости фарфора к внешним воздействиям.

    

Передавать опыт

Современная молодежь имеет смутное представление о производстве керамических изделий, а ведь это очень интересно. Для популяризации профессии в 2021 году на базе фирмы «Фарфор» по инициативе генерального директора АО «Кировская керамика» Валерия Михалева был открыт производственно-демонстрационный зал. Он задумывался как профориентационное пространство, куда смогут приходить школьники для знакомства с профессиями, которым обучают прямо на заводе.

Для реализации идеи отремонтировали помещение, закупили новое оборудование. Специальный пресс на основе образцов советских машин изготовили специалисты Людиновского агрегатного завода. Появились в помещении и шкафы для сушки изделий, мебель, три рабочих места – для мастера по сухарницам, художника и живописца.

Производственно-демонстрационный зал – это большая комната, выдержанная в теплых тонах, много света дают точечные лампы на потолке. Справа они освещают рабочие места художников, а слева – длинный и причудливый стол мастерицы в два «этажа».

– Это демонстрационное пространство сейчас доступно любому. Туда можно прийти в рабочее время. Цель нашего проекта – показать людям, с одной стороны, сложность профессии керамиста, а с другой – ее привлекательность, то, насколько она увлекательна, – говорит директор фирмы «Фарфор» Виктор КОЛЯВКИН.

Каждый день в профориентационном классе продолжается работа. Чтобы посмотреть на нее, сюда может прийти житель или гость города, кандидат на трудоустройство, студент, школьник или дилеры продукции. Так производство становится открытым для тех, кто в нем заинтересован.

 
В производственно-демонстрационном зале побывали учащиеся школ города, воспитанники детских садов, студенты. Каждый из них смог увидеть волшебство ручного труда, когда из бесформенной серой массы на свет появляется искусно созданная вещь.

КСТАТИ

Вклад предприятия в сохранение художественных традиций народного промысла отметили на областном уровне. В марте этого года генеральный директор АО «Кировская керамика» Валерий Михалев, коллектив ООО «Фарфор» и его руководитель Виктор Колявкин были награждены Благодарственными письмами главы городского самоуправления города Калуги.