21 октября, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Страсти семейные и кладбищенские

27.05.2022

Обе они, хоть и поставлены совершенно разными режиссерами, рассказывают зрителю о человеческих страстях и слабостях. По какой-то мистической иронии судьбы персонажам обоих спектаклей дается шанс остановиться, одуматься, но и те, и другие глухи к голосу разума. 



Не просто байки из склепа

Молодой режиссер театра Константин Тришин поставил на Малой сцене спектакль «Бобок» по мистическому рассказу Достоевского. Кладбищенская тема, тонкий юмор, с которым подаются сюжет и события, диалоги из гробов, делают это произведение похожим на гоголевские рассказы. Как и Николай Васильевич, Федор Михайлович интересовался темой временной смерти, которую может вызвать летаргия, а также разными мистическими вещами и смыслом умирания.  Однако аллюзии гораздо глубже. И к этому отсылает нас само название произведения и одноименного спектакля. Бобок - это не только шепоток, невнятные звуки разлагающегося тела, как мы понимаем из действия, это еще и боб - мистический символ некоего кокона в учении реинкарнации, в который превращается человек после смерти и потом возрождается вновь. В форме семени боба мистики видели эмбрион, готовый раскрыться в новую жизнь. 

Античный философ и математик  Пифагор проповедовал древнее учение о переселении душ и связанное с этим пифагорейское вегетарианство, запрещающее есть не только мясо, но и бобы. Есть даже легенда, что Пифагор погиб от рук врагов, потому что не смог убежать через бобовое поле, не рискнул потоптать посевы. Плиний Старший писал, что римляне верят, будто в бобах живут души умерших. 

Константин Тришин недавно зачислен в труппу, но успел уже зарекомендовать себя и показать свой режиссерский талант, поставив также на малой сцене «Шинель» по Гоголю. А теперь вот еще и «Бобок». Сюжет рассказа Достоевского, в котором некоторые могут увидеть лишь белиберду, режиссером передан  очень точно и раскрывает не просто подсмотренную пьяным и опустившимся литератором ситуацию на кладбище ночью, а самый смысл бытия и смерти. Если там, за жизненной чертой, что-то есть, то самое время подумать и осмыслить свое поведение, покаяться и спохватиться, позаботившись хотя бы в мыслях о спасении души. 

Однако Достоевский и Тришин показывают нам, что некоторые даже будучи покойниками не пользуются шансом искупления и в течении трех месяцев до перехода в бобок продолжают обнажать свои низменные наклонности, несмотря на то, что этим умерщвляют бессмертную свою душу. Развратом дряблых, гниющих трупов возмущен даже опустившийся литератор. Он не понимает, как подаренные последние мгновения сознания можно использовать, похваляясь похотью. Безбожный мир заживо разлагается – вот что показывает нам Достоевский, призывая одуматься. 



В ролях очень хорошо показали себя наши любимые актеры. Особенно отвратительны персонажи Кристины Стебуновой, Вячеслава Соколова, Екатерины Буреничевой, Алексея Чепелева, среди покойников он самый омерзительный. Кстати, Алексей - выпускник нашего колледжа культуры и искусств, ученик педагога Лидии Рахаевой, в драмтеатре он работает с прошлого года. Обратите внимание на костюмы и сценографию кладбищенской саги, они бесподобны.

Интимная трагедия

Еще одна премьера – постановка главного режиссера театра Роберта Манукяна – английская мелодрама Ноэла Кауарда «Интимная комедия». На наших глазах разворачивается вполне жизненная история, коих немало во все времена: на Лазурном берегу в отеле встречаются две супружеские пары. Одна – совсем юная глупышка-жена и обличенный опытом мачо-муж. В другой заправляет жена – этакая все повидавшая в жизни и успевшая устать от нее, несмотря на свою молодость, стерва, а муж, довольно тихий интеллигент-ботаник, смотрит на нее с обожанием. Обе парочки только поженились и приехали на медовый месяц. Поначалу даже создается иллюзия, что все четверо могли бы познакомиться и подружиться, но Кауард, а вслед за ним и режиссер не зря сначала показывают нам эти пары со стороны. Все вроде выглядят счастливыми – у них же медовый месяц. Однако зрителю почти сразу приходится задаваться вопросом: зачем они поженились, если обоюдной любви нет ни в одной из пар? А где нет любви, там одни страдания. И отдых на курорте очень быстро превращается в драму.  



Оказывается, муж Элиот из первой парочки и жена Аманда из второй когда-то были женаты, но постоянно скандалили и в конце концов разошлись. И вот при встрече их любовь разгорается с новой силой...

Режиссер удачно подобрал оба состава актеров, занятно наблюдать за изменениями в их поведении, их пылкости и цинизму веришь безусловно. Я бы даже назвала этот спектакль не мелодрамой, а комедией положений.

Зрителю будет интересно следить за перипетиями развития сюжета, несущего в себе все же некий поучительный смысл.

Мне понравились декорации Лазурного берега и затем Парижа, создающие эффект присутствия, будто за окном и в самом деле улицы столицы Франции или плещется море, все беззаботно и хорошо.



Фото Вадима РЫБАКОВА.