21 октября, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Притяжение русского мира

12.05.2022

В этом учебном году в лицее «Держава» проделана огромная работа. Как мы уже неоднократно рассказывали на страницах «КГВ», в сентябре здесь был начат проект по адаптации и социально-культурной интеграции детей, для которых русский язык не родной. Постоянно проводился мониторинг, расширялась учебная программа, к которой старались привлечь как можно больше учителей. И сегодня с уверенностью можно сказать, что педагогический коллектив успешно вышел из непростой ситуации, хотя некоторые проблемы еще остаются. Большинство детей-инофонов, массово пришедших в лицей, освоили русский язык, отличаются прилежанием, у них видна тяга к изучению истории нашей страны. Дети не замыкаются в своем кругу – открыты для общения, поют вместе со всеми лицеистами гимн России, участвуют в культурной и спортивной жизни. Отрадно и то, что многие ребята в конце учебного года защищают проекты по произведениям русской литературы – читают наизусть, к примеру, стихи Пушкина, изучают труды выдающихся русских писателей.

За круглым столом

Недавно в «Державе» прошел круглый стол, посвященный адаптации и социально-культурной интеграции детей, для которых русский язык не родной. Обсуждались предварительные итоги учебного года. В дискуссии приняли участие министр внутренней политики и массовых коммуникаций региона Олег Калугин, председатель комиссии по вопросам межнационального и межконфессионального согласия и СМИ Общественной палаты области, председатель регионального отделения «Ассамблея народов России» Стефан Генич, директор лицея Оксана Копылова, учителя.

Отрицательный профиль

В ходе открытого, без недомолвок, обсуждения отмечалось, что достигнутые результаты достаточно высоки. Так, из 125 детей-инофонов всего 13 (менее 10 %) с отрицательным профилем, то есть это те дети, у которых плохое поведение, нет мотивации к обучению и социально-культурной интеграции. Они не слышат учителей и не выполняют их рекомендации – не посещают дополнительные занятия, также выявлены факты неоднократных прогулов. К тому же сказывается отсутствие обратной связи с родителями – они не интересуются, как адаптируются их дети. С детьми, у которых проблемы, работают социальные педагоги. Каждый четверг – единый день профилактической работы – с классными руководителями, детьми и их родителями проводятся беседы. Результаты есть – устав лицея нарушать стали значительно реже. Одна из проблем – семьи часто меняют место своего временного проживания.

Опыт «Державы» будет востребован

– Предварительно у нас свыше 50 неуспевающих. Много это или мало? Мы вообще предполагали, что их будет гораздо больше, – говорит Оксана Копылова. – По нашему законодательству дети переводятся в следующий класс с любым количеством неудовлетворительных оценок. И школа создает условия для ликвидации задолженности, по локальному акту это будет сентябрь. Стартовые возможности детей-инофонов были очень низкими, особенно тех, которые не захотели переместиться классом ниже из-за упорства родителей. Самое главное, мы со всеми родителями провели разъяснительную работу. И теперь у них нет вопросов, почему дети условно переведены. Родители понимают, что мы были правы, когда рекомендовали их детям обучаться классом ниже.

 Важно сказать, что проект по адаптации и социально-культурной интеграции на этом не заканчивается. В «Державе» готовы продолжать работу, и уже есть планы на следующий учебный год. Эта работа практико-ориентированная, ее можно назвать порядком действий школы, в которой учится много детей-инофонов. Жизнь и результаты показывают, что опыт обнинского лицея должен быть растиражирован и будет, думается, интересен для других регионов России.

   Олег КАЛУГИН: 
 – Итоги учебного года хорошие. Большинство детей освоили образовательную программу, знают русский язык. 13 человек с отрицательным профилем – не склонны к адаптации и интеграции в российское общество. С этими детьми, конечно же, учителя будут продолжать заниматься. И речь здесь идет не только о педагогическом воздействии, но и, наверное, даже об изменении законодательства. Лицей предоставит необходимую справку по тем проблемам, которые существуют с детьми, у которых отрицательный профиль. И дальше мы эту справку направим в вышестоящие инстанции. Скорее всего, понадобятся рекомендации от Министерства просвещения РФ, и наверняка придется в какой-то части менять законодательство. Потому что школа, лицей могут обеспечить нормальный образовательный и воспитательный процесс только при условии, если люди хотят учить русский язык. А у нас преподавание ведется на русском языке, он государственный. 

Стефан ГЕНИЧ:
 – Годовые итоги обучения и социально-культурной интеграции детей легли мне на сердце – настолько детальным и глубоким было внимание ко всем без исключения детям, для которых русский язык не родной. Мы видим, что работа учительского коллектива дала большие результаты. Воспитательный эффект таков, что у детей, к примеру, не вызвало отторжения празднование великого православного праздника Пасхи, они, как и другие ученики, поют гимн России. Всего у 10 % учеников отрицательный профиль, и это не так много, потому что большинство детей приехали к нам вообще с нулевым знанием русского языка, истории России, без понимания нашего уклада жизни. Опыт лицея «Держава», я считаю, бесценный, и наш совместный эксперимент с региональными СМИ получился удачным. Этим опытом, без преувеличения, мы сможем делиться со всеми регионами нашей страны.


СПРАВКА    
Издательский дом «Калужские губернские ведомости» – информационный партнер проекта мониторинга обучения и социально-культурной интеграции детей-инофонов в обнинском лицее «Держава». 

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА и Георгия ОРЛОВА.