3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Горящие… «грабли»

28.04.2022

Тема эта уже навязла в зубах. Каждую весну, какой бы дождливой она ни была, мы горим. Даже в этом году в области пожарные уже восемь раз выезжали на палы травы! Небо не успевает осадки поставлять, чтобы защитить нас от нашей же глупости. А впереди еще праздники с неизменными шашлыками-пикниками, генеральной уборкой на дачах!


Бурьян не сдаётся?


Позапозапрошлогодние заросли сухостоя за забором не могут не вызывать тревогу. Чтобы все вспыхнуло, достаточно искры.

  – По моему мнению, если поле стоит брошенное, ему судьба рано или поздно сгореть. 100 человек пройдут мимо – не подожгут. 50-ти мы объясним, что этого делать не надо. И они не подожгут. Но найдется 151-й, который либо окурок бросит, либо подожжет специально, – поделился на недавней пресс-конференции Алексей Петрушин, начальник Отдела организации надзорных и профилактических мероприятий регионального Управления МЧС.

Госпожнадзору, муниципалитетам, земельному надзору приходится работать с усердием Интерпола, разыскивая нерадивых собственников. Много сложностей возникает с хозяевами частных домовладений. Нам на таких нередко жалуются соседи. Люди могут проживать в других регионах, годами не появляясь на своих участках. Кто-то сдает дома в аренду и субаренду. Жильцы попадаются разные – некоторым только регистрация нужна. А там – ищи-свищи. Бурьян тем временем растет и растет. Наводить порядок силами общественности проблематично – частная собственность все-таки.

По закону неиспользуемый участок для ведения сельского хозяйства, индивидуального, жилищного или иного строительства могут изъять, если он не используется больше трех лет (ст. 284 ГК РФ). Но процедура эта не такая простая.

– Из-за чего палы у нас в стране последние десятилетия принимают такие масштабы? Большое количество брошенной земли, причем любого назначения. Когда в наш регион пришли сельхозпроизводители, в некоторых районах 70 % пахотных земель вернули в оборот. Там проблема палов травы на полях фактически снята. Во времена моей молодости никому в голову не пришло бы деревню опахивать, чтобы что-то не загорелось. Все было вспахано, а соседи ругались, кто межу косить будет. Только раздачей памяток проблему не решить. Нужен комплексный экономический подход – должно быть выгодно обрабатывать землю, строиться там. Но тенденции современного общества урбанистические – люди стремятся в крупные населенные пункты, – считает Алексей Петрушин.

Три портрета поджигателя


Пик палов, как показывает практика пожарных, обычно приходится на майские праздники. Конечно, погода вносит свои коррективы – в сухую весну уже в апреле горят поля, если осадков много, успевает вырасти молодая зелень и количество «черных меток» не так велико. Чем многолюднее местность, тем чаще поджигают траву. В нашей области это районы, граничащие с Подмосковьем, Калуга.

Кто поджигает? Огнеборцы составили не один, а целых три портрета злоумышленников. На первом – достаточно взрослый человек, он с детства помнит, как прошлогоднюю траву жгли, а дедушка с бабушкой говорили – это для того, чтобы молодая гуще росла. С тех пор провели массу научных исследований, они доказывают – палы губят землю и все живое на ней. Места «ожогов» начинают зарастать сорняками. В первую очередь погибает хорошее, а плохое быстро к солнцу дорогу найдет.

На втором портрете – старичок или старушка, у которых уже сил нет с сухостоем бороться. Такие вещи с осени надо делать, а по весне поднять утрамбованную снегом прошлогоднюю растительность даже молодому человеку тяжело. Вот и зовут огонь на помощь. Только последствия бывают неожиданные. В прошлом году в Козельске женщина решила сжечь сухую траву во дворе дома. Налетел ветер… В итоге согрело 17 сараев, две машины. Пламя было такой силы, что в соседних двухэтажках пластиковые окна оплавились. Виновницу привлекли к уголовной ответственности.

На третьем портрете – подросток. Этот подожжет из шалости, за компанию. Ответственность за действия несовершеннолетнего и их последствия будут нести родители.



За нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. В первом случае на граждан накладывается штраф от 2 до 4 тысяч рублей. Во втором – за уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности – до 120 тысяч штрафа или лишение свободы на срок до года. За повреждение лесных насаждений теперь штраф до 3 млн либо лишение свободы на срок до 10 лет. Плюс пострадавшее лицо вправе подать в суд иск с требованием возмещения ущерба.



«Трудновыполнимые» правила

Этих НЕ на самом деле не так уж много.

НЕ позволяйте участку зарастать бурьяном. Очищайте его от сухой травы, листьев, мусора.

НЕ используйте открытый огонь в необорудованных местах. Расстояние от ближайшего строения – 50 метров, 100 метров от хвойного леса и 50 от лиственного. Если огонь разводят в металлических емкостях, допускается уменьшать это расстояние вдвое. Жарить шашлыки следует только в печи или на мангале, который должен стоять не ближе 5 метров от деревьев и строений. Для сжигания садовых отходов можно использовать металлическую бочку. Ее необходимо поставить в приготовленную заранее яму, рядом должен находиться лист металла, которым можно ее прикрывать, чтобы в случае необходимости перекрыть доступ воздуха к открытому огню.

НЕ оставляйте огонь без присмотра до полного окончания горения. Имейте под рукой огнетушитель, воду или песок.

НЕ разводите костер при сильном ветре.

НЕ пользуйтесь открытым огнем при установлении в регионе особого противопожарного режима.

НЕ бросайте окурки, горящие спички, в том числе на обочины дорог.

НЕ оджигайте прошлогоднюю траву.

НЕ ходите по горящим «граблям», наконец.



ЦИФРЫ 
К пожароопасному сезону в области
готова группировка в составе >9 000 человек, 
>2 000 единиц техники.