5 января, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Махинаторы

27.04.2022

С августа 2017 по февраль 2018 года пятеро членов ОПГ из Людинова и Калуги поставили на поток незаконные банковские операции по обналичиванию денежных средств. Используя расчетные счета подконтрольных им юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, злоумышленники за полгода помогли заказчикам вывести денежные средства на общую сумму более 161 миллиона рублей, укрыв банковские операции от государственного контроля. В качестве вознаграждения за свои услуги сообщники получили более 17 миллионов рублей.

О сложном и запутанном деле читателям «КГВ» рассказала заместитель начальника отдела по расследованию преступлений в сфере экономики следственной части СУ УМВД России по Калужской области Светлана РУБЦОВА.


Хитрый план

Придумал незаконную схему и подобрал исполнителей Николай Овчинкин – грамотный человек с ярко выраженными задатками лидера и умением расположить к себе людей. Юридические и финансовые познания позволили ему довольно долго маскировать преступную деятельность группы от контроля со стороны государства, не привлекая внимания налоговых и правоохранительных органов.

В клиентах недостатка не было. Благодаря сарафанному радио они сами находили Овчинкина. Причем круг заказчиков не ограничивался Калужской областью, большинство обращались из других регионов России. Дело в том, что на юридические лица в нашей стране наложены определенные ограничения по выводу наличных денежных средств. Заниматься этим разрешается только в рамках банковских операций с участием организаций, имеющих лицензию Центробанка. Подобная ситуация не всех устраивает, поэтому руководители коммерческих структур нередко ищут варианты, как обойти действующие ограничения. Именно такие услуги и предлагал своим клиентам Овчинкин.

Лицензии Центробанка у него не было, зато был план. Заказчики перечисляли денежные средства на расчетные счета подконтрольных Николаю юридических лиц. Часть поступивших средств он обналичивал путем изготовления и сбыта фиктивных платежных поручений от имени подконтрольных организаций. Указывая в них фиктивные основания платежей, Овчинкин имитировал реальную финансово-хозяйственную деятельность.
В дальнейшем он перечислял деньги на счета знакомых индивидуальных предпринимателей. Используя их банковские карты, часть денег обналичивал через банкоматы. Другой частью Овчинкин оплачивал счета реальной финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных ему юридических лиц. Наличка опять же снималась через банкоматы.

Полученные таким образом деньги организатор преступной схемы возвращал заказчикам за вычетом своего процента за обналичивание, который составлял от 5 до 14 % в зависимости от временных рамок.

Подконтрольные структуры

Подконтрольные преступной группе юридические лица условно можно разделить на две группы. Часть были созданы специально по инициативе Овчинкина. За небольшое вознаграждение он убедил нескольких знакомых оформить их на себя, помог подготовить необходимые документы для регистрации в налоговой инспекции. Формально эти люди числились директорами, но фактически не имели никакого отношения к деятельности организаций. Зато Овчинкин и его доверенные лица получили доступ ко всем расчетным счетам, электронным подписям и могли беспрепятственно проводить финансовые операции.

За составление всех документов, подтверждающих законность деятельности юридических лиц, отвечала бывшая супруга Овчинкина Ксения. Она составляла фиктивные договоры, готовила документы о выполнении работ и оказании услуг, которые помогали создать у налоговой инспекции видимость легальной работы коммерческой структуры.

Вторую часть составляли юрлица, подконтрольные Елене Гордеевой. Она вела бухгалтерский учет в нескольких организациях и готовила ежегодные отчеты в налоговую службу, поэтому имела доступ к расчетным счетам, электронным ключам и подписям. Втайне от руководителей Гордеева использовала счета подконтрольных ей организаций для перевода денежных средств, маскируя их под видом платы за выполнение неких договорных обязательств. А затем по указанию Овчинкина отправляла их индивидуальным предпринимателям либо другим подконтрольным юридическим лицам.
Андрей Вазаев и Игорь Золотарев исполняли роль курьеров. По поручениям Овчинкина они обналичивали денежные средства в банкоматах и доставляли их заказчикам.

Выемки по всей России

Злоумышленники старались максимально запутать следы своей незаконной деятельности, но оперативники и следователи УМВД России по Калужской области справились с непростой задачей.

– Для того чтобы выявить все цепочки перечислений денежных средств, нам пришлось отрабатывать несколько десятков юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, которые территориально располагались по всей Российской Федерации. Оперативным сотрудникам пришлось выезжать в несколько десятков городов – Москву, Екатеринбург, Нижневартовск, Ханты-Мансийск и многие другие, чтобы получить доказательства, подтверждающие либо опровергающие деятельность интересующих нас юридических лиц.

Пришлось устанавливать и опрашивать номинальных руководителей, проводить выемки финансовых документов в банках и налоговых органах, проанализировать огромное количество выписок по счетам. Это очень кропотливая работа, потому что зачастую перечисление денег происходило последовательно через несколько посредников, – вспоминает Светлана Рубцова.

Расплата

В ходе следствия Овчинкин признал свою вину и ходатайствовал о заключении досудебного соглашения с органами предварительного расследования. В дальнейшем он активно способствовал расследованию, раскрыл схему преступной деятельности и дал изобличающие показания в отношении всех членов преступной группы. Аналогичным образом поступила и Гордеева. Она подробно рассказала об обналичивании средств в подконтрольных ей юридических лицах. А вот Вазаев, Золотарев и Овчинкина изначально отрицали свою причастность к совершению преступлений, однако в ходе расследования дали признательные показания.

Суд признал всех фигурантов виновными в осуществлении незаконной банковской деятельности и неправомерном обороте средств платежей, совершенных в составе организованной группы.

С учетом заключенного досудебного соглашения организатор преступной группы Овчинкин получил 2 года 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года и штрафом 700 тысяч рублей. Елена Гордеева – 2 года условно с таким же испытательным сроком.

Ксении Овчинкиной суд определил наказание в виде 2 лет 6 месяцев условно с испытательным сроком 2 года и штрафом 300 тысяч рублей. Золотареву и Вазаеву дал по 2 года условно с тем же испытательным сроком и штрафами по 200 тысяч.

Фото автора и пресс-службы УМВД России по Калужской области.